Цены на газ и компенсация

За налоговый маневр. В. Путин и А. Лукашенко договорились по ключевым нефтегазовым вопросам России Белоруссии. Оба вопроса являются наиболее сложными в энергетических отношениях между Россией и Белоруссией. Переговоры продолжались больше 5 часов. Обычно встречи В. Путина и А. Лукашенко анонсируются заранее, но в этот раз почему -то обыватели узнали о ней день-в-день. Д. Песков поведал, что договоренность о встрече достигнута несколько недель назад в одном из телефонных разговоров, но ее специально просто не анонсировали. О чем говорили. Обменялись мнениями по международной обстановке и региональным проблемам, подвели итоги дискуссии, ранее имевшей место в рамках комиссии высокого уровня с участием российских и белорусских представителей и глав правительств.

Тезисы от В. Путина:

  • Республика Беларусь остается для России большим и надежным партнером в сфере экономики,
  • товарооборот в 2020 г. немножко припал из-за коронавирусной инфекции — где-то на 17%,
  • за первые 4-5 месяцев 2021 г. он значительно вырос — на 37% с лишним, это хороший показатель,
  • несмотря на коронавирус, на другие «инфекции», в т.ч. связанные с внешними вызовами (всякие санкционные события), Белоруссия обслуживает все кредиты,
  • более того, внешний долг Республики Беларусь сократился на 2,5%, золотовалютные резервы ( ЗВР на 1 января 2021 г. составляли 7, 468 млрд долл США по данным Нацбанка) значительно превышают уровень, необходимый для обслуживания внешнеторговых операций,
  • сельхозпроизводство припало на 1% с небольшим, но промышленное производство выросло более чем на 16%, это очень хороший показатель с учетом глубокой кооперации России и Белоруссии в сфере промышленности,
  • Беларусь — надежный, стабильный партнер.

Тезисы от А. Лукашенко:

  • экономика Беларуси серьезно привязана к российской экономике,
  • мы сохранили многие кооперационные отношения с Россией и не пошли тем путем, как другие республики, особенно наша южная республика, поэтому сохранили вообще всю промышленность, а кое-где и добавили — тоже благодаря инвестициям РФ,
  • в финансовом отношении Беларуси всегда было непросто, и здесь поддержка была очень серьезная со стороны России,
  • мы свято стараемся выполнять свои обязательства по кредитам, которые выданы, и будем их выполнять, чего бы нам ни стоило,
  • попав под очередную волну санкций, 4ю или уже 5ю, мы все-таки действительно диверсифицируемся,
  • мы выдержим этот экономический удар вместе с Россией, даже не выдержим, а будем развиваться.

Что решили. Были достигнуты договоренности по работе в сфере таможенного и налогового регулирования: по ценам на газ для Белоруссии на 2022 г.; по объемам кредитной поддержки в связи с налоговым маневром в России. Оба эти вопроса являются наиболее сложными в энергетических отношениях между Россией и Белоруссией. Газ. Было решено, что цена на газ для Белоруссии в 2022 г. не будет индексирована и сохранится на уровне 2021 г. — 128,5 долл. США/1000 м3, что немного выше цен 2020 г. (127 долл. США/1000 м3).

В период обострения газового спора с Россией Белоруссия не раз заявляла: цены на российский газ для нее являются завышенными. Справедливая цена: сопоставимая с действующими для граничащей с Белоруссией Смоленской области — 70 долл. США/1000 м3, в период падения цен на энергоносители из-за COVID-19 А. Лукашенко говорил даже о 40-45 долл. США/1000м3. Россия, в свою очередь, заявляла о том, что при текущем уровне интеграции поставлять в Белоруссию газ по тем же ценам, что и субсидируемые из российского бюджета цены в Смоленской области, нецелесообразно.

После урегулирования очередного газового спора в 2017 г., Россия и Белоруссия договорились о постепенном снижении цен на газ для Белоруссии:

  • 2017 г. 2е полугодие — цена была установлена на уровне 143,54 долл США/1000 м3 ,
  • 2018 г. — 129 долл США/1000 м3,
  • 2019 г. — 127 долл США/1000 м3.
  • в конце 2019 г. договорились о сохранении цены 2019 г. на январь-февраль 2020 г.,
  • 2020 г. — эта договоренность была продлена по итогам встречи В. Путина и А. Лукашенко в феврале 2020 г.
  • 2021 г. — стороны договорились о небольшом повышении цен — до 128,5 долл. США/1000 м3,
  • власти Белоруссии заняли более гибкую позицию, получив от России поддержку в период дестабилизации после проведения президентских выборов в августе 2020 г;
  • благодаря этому Россия и Белоруссия урегулировали вопрос задолженности за поставленный в 2020 г. в Белоруссию природный газ и спокойно согласовали цены на газ в 2021 г;
  • в 2021 г., когда цены на газ в Европе превышают 400 долл. США/1000 м3, цена в 128,5 долл. США/1000 м3 очень выгодна для Белоруссии.

Налоговый маневр. Второй сложный вопрос в отношениях России и Белоруссии в нефтегазе — компенсации потерь Белоруссии от завершения налогового маневра в нефтяной отрасли промышленности в России. Достигнута договоренность по объемам кредитной поддержки в связи с налоговым маневром в России, однако ее размер не уточняется. Напомним, что завершение налогового маневра началось в России с 2019 г. Маневр заключается в постепенном обнулении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение 6 лет с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение 3 лет.

Фактически это означает перенос налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок, что будет компенсировано мерами поддержки, предусмотренными для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Маржинальность нефтепереработки снижается и в Белоруссии, но средств для компенсации издержек для своих НПЗ в Белоруссии нет. Потери от налогового маневра в РФ оценивались белорусской стороной в 420-430 млн долл. США в 2020 г. и 146 млн долл. США в 2021 г. Власти Белоруссии настаивают на компенсации выпадающих доходов из-за налогового маневра, Россия в принципе на это была готова, обсуждались различные форматы поддержки.

Источник: Neftegaz.RU