За налоговый маневр. В. Путин и А. Лукашенко договорились по ключевым нефтегазовым вопросам России Белоруссии. Оба вопроса являются наиболее сложными в энергетических отношениях между Россией и Белоруссией. Переговоры продолжались больше 5 часов. Обычно встречи В. Путина и А. Лукашенко анонсируются заранее, но в этот раз почему -то обыватели узнали о ней день-в-день. Д. Песков поведал, что договоренность о встрече достигнута несколько недель назад в одном из телефонных разговоров, но ее специально просто не анонсировали. О чем говорили. Обменялись мнениями по международной обстановке и региональным проблемам, подвели итоги дискуссии, ранее имевшей место в рамках комиссии высокого уровня с участием российских и белорусских представителей и глав правительств.
Тезисы от В. Путина:
Тезисы от А. Лукашенко:
Что решили. Были достигнуты договоренности по работе в сфере таможенного и налогового регулирования: по ценам на газ для Белоруссии на 2022 г.; по объемам кредитной поддержки в связи с налоговым маневром в России. Оба эти вопроса являются наиболее сложными в энергетических отношениях между Россией и Белоруссией. Газ. Было решено, что цена на газ для Белоруссии в 2022 г. не будет индексирована и сохранится на уровне 2021 г. — 128,5 долл. США/1000 м3, что немного выше цен 2020 г. (127 долл. США/1000 м3).
В период обострения газового спора с Россией Белоруссия не раз заявляла: цены на российский газ для нее являются завышенными. Справедливая цена: сопоставимая с действующими для граничащей с Белоруссией Смоленской области — 70 долл. США/1000 м3, в период падения цен на энергоносители из-за COVID-19 А. Лукашенко говорил даже о 40-45 долл. США/1000м3. Россия, в свою очередь, заявляла о том, что при текущем уровне интеграции поставлять в Белоруссию газ по тем же ценам, что и субсидируемые из российского бюджета цены в Смоленской области, нецелесообразно.
После урегулирования очередного газового спора в 2017 г., Россия и Белоруссия договорились о постепенном снижении цен на газ для Белоруссии:
Налоговый маневр. Второй сложный вопрос в отношениях России и Белоруссии в нефтегазе — компенсации потерь Белоруссии от завершения налогового маневра в нефтяной отрасли промышленности в России. Достигнута договоренность по объемам кредитной поддержки в связи с налоговым маневром в России, однако ее размер не уточняется. Напомним, что завершение налогового маневра началось в России с 2019 г. Маневр заключается в постепенном обнулении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение 6 лет с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в течение 3 лет.
Фактически это означает перенос налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок, что будет компенсировано мерами поддержки, предусмотренными для российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Маржинальность нефтепереработки снижается и в Белоруссии, но средств для компенсации издержек для своих НПЗ в Белоруссии нет. Потери от налогового маневра в РФ оценивались белорусской стороной в 420-430 млн долл. США в 2020 г. и 146 млн долл. США в 2021 г. Власти Белоруссии настаивают на компенсации выпадающих доходов из-за налогового маневра, Россия в принципе на это была готова, обсуждались различные форматы поддержки.
Источник: Neftegaz.RU