Трансарктический коридор, Лавна и газификация. В. Путин дал ряд важных поручений по итогам поездки в Мурманск. В числе первоочередных задач по созданию Трансарктического коридора – развитие ледокольного и торгового флота, создание условий для российских шиппинговых компаний, опережающей рост мощностей северных портов, создание Арктического полигона железных дорог и развитие внутренних водных путей Арктики. Президент РФ В. Путин 27 марта 2025 г. посетил с рабочим визитом г. Мурманск, где выступил на пленарном заседании Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», провел совещание по вопросам развития Арктической зоны и Арктического транспортного коридора, а также встретился с губернатором Мурманской области А. Чибисом. Также В. Путин ознакомился с мастер-планами развития опорных населенных пунктов региона, посетил ряд объектов и поучаствовал в торжественных церемониях.
В частности, В. Путин побывал в центре Атомфлота, дочки Росатома, откуда дал команду к спуску на воду нового атомного подводного крейсера Пермь, который станет 1м штатным носителем крылатых гиперзвуковых ракет Циркон. Также президент осмотрел атомный подводный крейсер Архангельск и ознакомился с работой Штаба морских операций, который отвечает за безопасное судоходство на Северном морском пути (СМП). Еще одним важным событием стала отгрузка первой партии угля из перевалочного комплекса Лавна. Россия усиливается в Арктике. Во время выступления на пленарном заседании 6го Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» В. Путин сделал ряд важных политических заявлений.
Тезисы от В. Путина:
Больше, чем СМП – Трансарктический коридор. В ходе Арктического форума В. Путин напомнил, что в 2025 г. исполняется 500 лет с первого упоминания в исторических источниках о поисках русскими мореплавателями торгового пути по северным морям на восток до Китая по т.н. северо-восточному проходу – прообразу Севморпути. Президент озвучил планы по развитию СМП (не напоминая о том, что предыдущий целевой показатель грузооборота в 80 млн т/год к 2024 г. достигнут не был), который должен стать частью более масштабного логистического коридора – Трансарктического.
Тезисы от В. Путина:
В качестве ключевых логистических центров Трансарктического коридора планируется создание крупных мультимодальных хабов, где будут формироваться караваны судов, обрабатываться российские и зарубежные грузы, создаваться индустриальные площадки для выпуска промышленной продукции. Для повышения логистической устойчивости Трансарктического коридора В. Путин поручил правительству РФ определить планы по расширению мощности действующих морских портов в Арктике, места расположения новых портов и планы развития прилегающей инфраструктуры, прежде всего соединений портов с ж/д-сетью России. Еще более сложный момент – создание Арктического полигона железных дорог по аналогии с Восточным (БАМ и Транссиб).
Напомним, что РЖД в последние годы столкнулась с накопившимся эффектом от ряда исторических проблем – увеличением оборота вагонов вследствие просчетов в организации продвижения вагонопотоков, ростом числа брошенных поездов, дефицитом локомотивной тяги и локомотивных бригад. Следствием этого стало в т.ч. то, что несмотря на расширение номинальной провозной способности Восточного полигона и высокой загруженности этого направления, имеющиеся мощности используются не полностью. В. Путин подчеркнул, что власти в курсе проблем РЖД, но думать о развитии Северной железной дороги нужно уже сейчас, сегодня.
Важным вопросом для завития Трансарктического маршрута В. Путин назвал привлечение российских и зарубежных инвесторов, для чего под эгидой ВЭБ предложил создать специальный проектный офис, который будет сопровождать транспортные, логистические, инфраструктурные проектов в Арктике, а также проекты городского развития в регионе, поручив правительству подготовить предложения на этот счет. Также президент поручил правительству с участием Росатома, ВЭБ и профильной комиссии Госсовета до 1 августа 2025 г. утвердить финансово-экономическую и организационную модель развития Трансарктического транспортного коридора. Ресурсная база, переработка, газификация. В. Путин также напомнил о необходимости развития перерабатывающих производств на базе ресурсов Арктики. Особо президент напомнил о необходимости газификации Мурманской области, эта задача не снята и должна быть решена до 2030 г.
Тезисы от В. Путина:
В ходе встречи с А. Чибисом В. Путин заверил, что плотно займется вопросом газификации Мурманской области со всеми участниками этого процесса. А. Чибис поблагодарил В. Путина, пояснив, что для региона это крайне важно, поскольку позволит уйти от мазута для отопления и создаст новые точки роста – СПГ-проект и проекты переработки добываемого в регионе сырья, в т.ч. апатитового. С просьбой о газификации Мурманской области А. Чибис обратился к В. Путину в июне 2022 г., а в июне 2023 г. А. Чибис и глава Газпрома А. Миллер подписали соглашение о газоснабжении и газификации Мурманской области. Для газификации региона планируется строительство газопровода Волхов – Мурманск, причем строить его должен был НОВАТЭК для своего планируемого СПГ-проекта Мурманский СПГ. Мощность газопровода планировалась на уровне 40 млрд м3/год (30 млрд м3/год для нужд Мурманского СПГ и 10 млрд м3/год на газификацию севера республики Карелия и Мурманской области).
После введения санкций против всех перспективных СПГ-проектов НОВАТЭКа, планы компании по газопроводу оказались в подвешенном состоянии, а в ноябре 2024 г. правительство РФ вернуло проект строительства Газпрому. Лавна стартовала. В ходе визита в центр Атомфлота В. Путин принял участие в церемонии начала отгрузки первой партии угля из перевалочного комплекса Лавна, построенного на Западном берегу Кольского залива в рамках проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ). В рамках проекта ведется строительство угольного перегрузочного комплекса мощностью перевалки 18 млн т/год, специальной железнодорожной линии, обустройство акватории порта.
Тезисы от В. Путина:
Источник: Neftegaz.RU