Транснефть предотвратила экспорт

Sorry, this entry is only available in Russian.

Загрязненной нефти. Снова хлорорганика. Роснефть сообщила, что сообщение Транснефти содержит преждевременные выводы об источнике загрязнения нефти в СИКН Самарской области. 23 июня 2021 г. анализ отобранных объединенных проб нефти на системах измерения качества нефти СИКН №909 и СИКН №32 показал превышение нормативного содержания хлорорганических соединений (ХОС).

До установления источника загрязнения:

  • были остановлены МНП Самара – Лопатино и Куйбышев – Унеча – 2,
  • потребители получали нефть из накопленных объемов в резервуарных парках,
  • были отобраны пробы со всех резервуаров, где производился прием от нефтяных компаний в Транснефть-Приволга,
  • на НПС Бавлы, Похвистнево, Кротовка, Муханово, Самара-1, Самара-2,
  • станции смешения нефти.

После промывки коллекторов на НПС Самара-1 и Самара-2 работа МНП была возобновлена. НПС Муханово. 24 июня 2021 г. в отобранных из резервуаров НПС Муханово пробах выявлено превышение нормативного содержания ХОС – до 94 ppm (нормативное значение – не более 6 ppm). На НПС Муханово ведется прием нефти от единственного производителя – Самаранефтегаза, дочки Роснефти. Самаранефтегаз был извещен о необходимости снятия и проведении испытаний арбитражных проб с СИКН 233 приемо-сдаточного пункта (ПСП) Муханово в независимой лаборатории в присутствии специалистов Транснефти-Приволга и Самаранефтегаза.

Результаты испытаний в независимой лаборатории показали превышение нормативных значений ХОС в нефти, принимаемой на ПСП Муханово за 20 и 21 июня (2 смена 20 июня – 87 ppm, 1 смена 21 июня – 46 ppm), в связи с чем 25 июня было принято решение об остановке приема нефти от Самаранефтегаза. Напомним, что в декабре 2019 г. Транснефть – Приволга модернизировала СИКН № 32 на НПС Самара-1 Самарского районного нефтепроводного управления.

Позиция Транснефти:

  • вероятная причина поступления загрязненной нефти в НПС Муханово – это действия представителей Роснефти на СИКН 233 ОПСП Муханово, не выявивших в своей лаборатории несоответствие продукции требованиям техрегламента ЕАЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию»,
  • 350 тыс. т – предполагаемый объем с превышением содержания массовой доли органических хлоридов во фракции из-за сданной некондиционной нефти, поступившей в резервуарные парки и МНП Транснефти,
  • повторение инцидента 2019 г., когда по МНП Дружба в Европу была экспортирована нефть с ХОС, невозможно,
  • предложения Транснефти от 2019 г. о внедрении дополнительного операционного контроля качества нефти до входа в систему МНП на всех сторонних приемно-сдаточных пунктах (ПСП), не реализованы, в тч из-за позиции Роснефти.

Транснефть обменивалась взаимными упреками с Роснефтью после загрязнения ХОС МНП Дружба в 2019 г.

Позиция Роснефти:

  • сообщение Транснефти содержит преждевременные выводы об источнике загрязнения нефти в СИКН Самарской области и нуждается в тщательной проверке,
  • пробы сданной в СИКН нефти, отобранные Самаранефтегазом совместно с Транснефтью, показали, что уровень ppm полностью соответствует ГОСТу, что говорит о необходимости всестороннего расследования причин инцидента,
  • в Самаранефтегазе приняты все необходимые меры по исключению попадания не соответствующей нормативам нефти в СИКН,
  • создана и продолжает свою работу комиссия по проверке качества нефти,
  • проводится дополнительный отбор проб,
  • в расследовании нового инцидента помогла бы информация об источниках загрязнения МНП Дружба в 2019 г., особенно с учетом того, что и предыдущий инцидент также был зафиксирован в Транснефть-Приволге.

Инцидент с МНП Дружба в 2019 г. В апреле 2019 г. в МНП Дружба попала загрязненная ХОС нефть. Прокачка российской нефти через Белоруссию в европейском направлении была временно приостановлена: по северной нитке МНП Дружба (через Польшу в Германию) остановились 25 апреля, южная нитка (через Украину в Венгрию и Хорватию и в Словакию и Чехию) встала 26 апреля. Реализуемая дорожная карта по очистке МНП Дружба, позволила возобновить прокачку чистой нефти по южной нитке к концу мая 2019 г. В Польшу чистая нефть поступила 9 июня, а в Германию кондиционная российская нефть дошла 17 июня 2019 г. В полном объеме поставки по Дружбе возобновились с 1 июля 2019 г.

В результате инцидента хлорорганикой было загрязнено около 4,3 млн т нефти (порядка 2% от общего годового объема экспорта по МНП Дружба), в т.ч.: более 1 млн т загрязненной нефти было отгружено через порт Усть-Луга, по северной нитке МНП Дружба в Польшу и частично Германию ушло 690 тыс. т нефти, по южной нитке МНП Дружба в Венгрию, Словакию и Чехию – 700 тыс. т. Компенсации пострадавшим грузоотправителям Транснефть осуществляет из собственных средств. Предельный размер компенсаций совет директоров Транснефти утвердил на уровне 15 долл. США/барр. некондиционной нефти. Из общего резерва по компенсациям загрязнения в размере 30,3 млрд руб. Транснефть использовала 13,8 млрд руб. Окончательные расчеты по компенсациям Транснефть рассчитывает произвести в 2021 г.

Источник: Neftegaz.RU