В. Путин на ВЭФ: «Мы определили развитие Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь ХХI век». В пленарной сессии также участвовали зампредседателя КНР Х. Чжэн и премьер-министр Малайзии А. Ибрагим. Заявленная тема ВЭФ-2024 – «Дальний Восток – 2030. Объединим усилия, создавая возможности». В частности, В. Путин по традиции затронул такие вопросы, как перестройка глобальной экономики и системы международных отношений, развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в качестве новых экономического и технологического роста и нацеленность России на выстраивание с ними сотрудничества на принципах взаимной выгоды. В этом смысле развитие дальневосточных регионов России становится ключевой целью нашей страны.
Тезисы В. Путина. Главное по ТЭК, экономике и политике:
От того, как будет развиваться Дальний Восток, во многом зависит будущее всей нашей страны. Развитие региона: с 2013 г. была запущена принципиально новая стратегическая программа и система управления комплексным развитием Дальнего Востока; за 10 лет в регионе запущены или готовятся к запуску более 3,5 тыс. промышленных, инфраструктурных, технологических, образовательных проектов; темпы роста инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке за 10 лет увеличились, и они в 3 раза выше среднероссийских; динамика промышленного производства в регионе с 2013 г. превысила общероссийские темпы на 25 %; сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток; запущен преференциальный режим на Курилах; создан специальный административный район на острове Русский: этот район уже обеспечил возврат в Россию из офшоров и иностранных юрисдикций активов на сумму свыше 5,5 трлн руб.
Международные ТОР и другие факторы активизации сотрудничества: на прошлом Восточном экономическом форуме было объявлено о создании на Дальнем Востоке международных территорий опережающего развития; они должны предлагать глобально конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, прежде всего, конечно, из дружественных стран; первый международный ТОР предполагается создать здесь, в Приморском крае; большой интерес к нему проявляют наши китайские партнеры, а также Республика Беларусь, с участием которой в Приморье может появиться новый глубоководный порт; прошу Государственную Думу и Правительство ускорить работу над законопроектом, необходимым для запуска международных ТОР; дополнительным фактором для расширения работы с зарубежными партнерами должно стать еще одно нормативное решение, а именно: с 1 сентября 2024 г. в нашем законодательстве предусмотрена возможность использования иностранных стандартов в проектировании и строительстве; речь идет о стандартах тех государств, где требования к качеству, надежности, безопасности капитальных объектов не ниже, чем у нас.
Энергопотребление Дальнего Востока и …энергодефицит: объем энергопотребления на Дальнем Востоке растет; сегодня это 69 млрд киловатт-часов/год, а к концу десятилетия прогнозируется 96 млрд; при этом уже сейчас некоторые районы, населенные пункты и крупные дальневосточные инвесторы сталкиваются с нехваткой электроэнергии, вынуждены ждать ввода новых станций, из-за чего сдерживаются строительство, промышленные объекты, инфраструктура; уже поручил Правительству вместе с нашими крупными энергокомпаниями, деловыми кругами подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке, предусмотреть для нее механизмы проектного финансирования; в рамках этой программы предстоит ликвидировать прогнозный дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке, прежде всего за счет ввода в строй новых объектов генерации, например, таких как Нижне-Зейская ГЭС в Амурской области, которая будет не только снабжать электроэнергией сам регион и Восточный полигон железных дорог, но и поможет защитить территории, населенные пункты от паводков; также прошу подумать о строительстве на Дальнем Востоке атомных электростанций (АЭС); подчеркну: план развития электроэнергетики должен учитывать как текущие, так и перспективные потребности бизнеса и граждан, долгосрочные задачи, которые стоят перед нашими субъектами Федерации, городами и населенными пунктами.
Восточный полигон: за последние 10 лет на Транссибе и БАМе построено более 2 тыс. и модернизировано свыше 5 тыс. км пути; возведено и реконструировано более 100 мостов и тоннелей, в т.ч. через реки Лену, Бурею, Селенгу; по итогам 2024 г. провозная способность Восточного полигона железных дорог должна вырасти до 180 млн т.; в 2024 г. мы запустили очередной, 3й этап развития этой важнейшей транспортной артерии; подчеркну: предстоит не только «расшить» узкие участки магистралей, ввести в строй более 300 объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур – задача гораздо более масштабная; например, на всем протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути;
Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль: в ближайшие 8 лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 км железнодорожного полотна; для сравнения: столько же было уложено в рамках 1го и 2го этапа расширения БАМа и Трансссиба, вместе взятых, и столько же – в годы строительства БАМа, с 1974 по 1984 гг.; словом, сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР, причем с огромным напряжением сил.
Северный морской путь: за последние 10 лет грузопоток Северного морского пути (СМП) вырос почти на порядок: если в 2014 г. по Севморпути было перевезено всего 4 млн т грузов, то в 2023 г. – уже более 36 млн т; это в 5 раз больше рекорда советского времени; будем и дальше наращивать грузопоток, в т.ч. за счет активного освоения арктических месторождений, перенаправления грузов с запада на восток, за счет увеличения транзита; масштабный план развития Северного морского пути развернут; мы строим ледоколы, развиваем спутниковую группировку, укрепляем береговую инфраструктуру, сеть аварийно-спасательных центров; чтобы, так сказать, раскатать новые логистические маршруты, 2 года назад по Севморпути были запущены каботажные рейсы, сегодня в этой схеме – 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока. По итогам 2023 г. мощность российских портов в границах Севморпути превысила 40 млн т. Считаем, что это только начало, будем и дальше наращивать их возможности, модернизировать перевалку грузов, расширять ближние и дальние железнодорожные подходы к ним; в т.ч. это позволит нарастить мощности Мурманского транспортного узла до 100 млн т, а в перспективе, конечно же, и выше.
Наука и инновации: мы будем поддерживать развитие на Дальнем Востоке передовых, креативных отраслей, инфраструктуры экономики больших данных, искусственного интеллекта, в т.ч. организуем зону для отработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в гражданских целях; в регионе уже началась реализация новых проектов университетских кампусов в Южно-Сахалинске и Хабаровске, но этого, очевидно, недостаточно для Дальнего Востока; предлагаю запустить работу еще по нескольким проектам, а именно построить новые кампусы в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите; также реализуем строительство 2й очереди кампуса Дальневосточного федерального университета здесь, во Владивостоке; в таких центрах будут созданы все условия для учебы, работы, проживания студентов, откроются площадки для молодежного предпринимательства и бизнес-клубы; будем также развивать и университеты в Арктике; в дополнение к уже запущенному проекту кампуса в Архангельске добавится такой же проект и в Мурманске; также на базе кампусов будут действовать передовые инженерные школы; 2 такие школы – на Сахалине и во Владивостоке – уже созданы. Их задача не только готовить специалистов для промышленности и сельского хозяйства, транспорта и сферы услуг, для использования искусственного интеллекта, но и предлагать оригинальные решения для серийного внедрения в системе управления, в социальной сфере, в отраслях экономики.
На острове Русский 2 года успешно действует научно-технический центр компании РусГидро. Он специализируется на инновационных разработках в сфере глобальной энергетики. Они уже активно применяются в программе технического перевооружения энергетического комплекса Дальнего Востока; также с участием наших ведущих компаний будет создан еще один крупный инновационный научно-технологический центр на острове Русский – на базе ДФУ. Его профилем станут изыскания и практические решения в области морской инженерии, биотехнологий, биомедицины и других перспективных направлений; прошу коллег из Правительства и Приморского края задействовать инструменты дальневосточной концессии для реализации проекта, а также продумать механизмы привлечения в этот центр ученых из других научных центров России, да и из других стран тоже.
Северный завоз: наша задача – обеспечить регулярное, бесперебойное снабжение населенных пунктов, которые находятся далеко от «большой земли», сократить сроки и стоимость доставки грузов; в 2023 г. был принят закон о северном завозе; теперь он планируется централизованно, на федеральном уровне, его исполнение координируется на местах, в регионах; перевозка и обслуживание грузов жизнеобеспечения получили приоритет на транспорте; на закупку и доставку северного завоза могут выделяться бюджетные кредиты; получит развитие и опорная транспортно-логистическая сеть северного завоза, включая автодороги, железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты; с 2025 г. начнет работать единый морской оператор северного завоза, пока – в пилотном режиме – он будет перевозить грузы на Чукотке; в дальнейшем мы расширим географию его работы на Якутию, Камчатский край, Архангельскую область и Красноярский край.
Ожидания от БРИКС и доллара: по итогам 2023 г. товарооборот России с партнерами по БРИКС – 294 млрд долл. США; мы не проводим политики дедолларизации; мы ведь не отказывались от расчетов в долл. США – нам отказали в расчетах, и мы просто вынуждены искать другие возможности, вот и все; главное в том, что валюта той или иной страны отражает экономическую мощь державы; чем больше эта экономика, чем больше у этой экономики партнеров – тем более востребована национальная валюта той или другой страны в расчетах; после Второй мировой войны Соединенные Штаты, естественно, воспользовались, удачно воспользовались результатами Второй мировой войны в экономике, провели план Маршалла для Европы, создали одну мировую систему – Бреттон-Вудскую, потом ее немножко подремонтировали, другую; создали единую мировую валюту – доллар; сейчас ситуация в мировой экономике меняется;
Уже сегодня страны Глобального Юга – это более 50% глобального мирового ВВП, а страны БРИКС – это примерно 1/3 глобальной экономики в мире: естественным образом, – хочу это подчеркнуть, – естественным образом меняются и приоритеты в использовании определенных валют; мы, например, с нашими партнерами по БРИКС используем национальные валюты – на уже примерно 65%; финансовые и политические власти Соединенных Штатов своими не просто неаккуратными, а непрофессиональными и глупыми действиями этот процесс подталкивают; думаю, они уже понимают, что они совершили ошибку, но просто уже не могут выйти из этой колеи. Им, видимо, уже не очень удобно признать, что они совершили ошибку, а надо бы уже что-то скорректировать; что касается наших отношений с БРИКС, то они развиваются – развиваются очень успешно; Россия, Китай, Индия – это, что называется, отцы-основатели этой организации: в 2005 г. мы начали этот процесс, образовав РИК – Россия, Индия и Китай, потом присоединилась Бразилия, потом – Южная Африка, а сейчас мы расширили круг участников; это очень хороший процесс: более 30 стран мира на сегодняшний день проявляют свою готовность сотрудничать, а некоторые из них и присоединиться к БРИКС; новые члены БРИКС – самодостаточные, с быстро развивающимися экономиками, со своей самобытной культурой, очень интересные государства.
Транзит газа в Европу и не только: что касается Украины, мы не отказываемся от этого транзита, как ни странно, потому что мы намерены – и компания Газпром – исполнять все свои обязательства перед нашими клиентами, с которыми есть долгосрочные контракты; одной из обязательной составляющей этой совместной работы является транзит; есть контракт на транзит, который заканчивается 31 декабря 2024 г.;
Если Украина отказывается от этого транзита – ну что же, мы же не можем их заставить: а наши основные потребители в Европе, видимо, не хотят этого делать, хотя оказывают же всестороннюю помощь, поддержку, и военную, и финансовую, и какую угодно Украине; но вот Украина отказывается от нашего транзита, значит, те объемы газа, которые поступают в Европу, они сократятся; они будут идти по другим маршрутам, в частности через Турецкий поток, может быть, отчасти через Голубой поток в Турцию ту же. Хотя это для внутреннего потребления, но тем не менее, будут создавать и помогать энергетической стабильности в Европе; как это отразится на них – я уже до конца не знаю; мы занимаемся своими вопросами, а они пускай занимаются своими; даже не знаю, как это охарактеризовать, отношение к своим союзникам и партнерам, которое демонстрируют очень многие в Соединенных Штатах, да и в той же Украине; оно является очень странным, для меня просто непонятно; взяли взорвали этот газопровод по дну Балтийского моря, Северный поток, взорвали обе нитки Северного потока-1 и одну нитку Северного потока-2; кстати говоря, одна-то существует, она в рабочем состоянии; что мешает тому же правительству Германии кнопку нажать, договориться с нами и включить? 27,5 млрд м3 газа тут же пошло бы в Европу, в Германию; почему они этого не делают – я не понимаю; получать через территорию Украины могут, получать через Турецкий поток могут, а по нитке, которая идет по дну Балтийского моря, не могут; на мой взгляд, это какая-то деформация профессиональная, шизофрения, чушь просто. ну, не хотят – не надо. Мы будем наращивать наши поставки в другие регионы мира постепенно; у нас с КНР давно, до всяких этих кризисов в Европе и на украинском направлении есть проект хороший, по поставкам в Китайскую Народную Республику; в 2025 г. мы выйдем на проектную мощность – 38 млрд м3, плюс с Дальнего Востока, отсюда, с [газопровода] Сахалин – Владивосток тоже в КНР плюс еще 10 лрд м3; мы изучаем другие маршруты. повторяю, это никак не связано с событиями на Украине, это просто наши договоренности, которые были достигнуты много лет тому назад, мы все это реализуем.
СПГ: будем развивать сжижение газа; да, и здесь нам пытаются создать проблемы; [глава НОВАТЭКа] господин Михельсон знает об этом лучше, чем кто-либо другой; но все равно это развивается, и доля России в поставках на мировые рынки сжиженного природного газа постепенно увеличивается; она не такая уж и большая, как нам бы хотелось, но будем все равно, несмотря ни на какие сложности, которые нам пытаются создать, все равно будем это делать.
Энергетику России нельзя отменить: кто бы и как бы ни пытался закрыть нашу энергетику, это невозможно, потому что на пределе находится добыча в соответствии с потребностями мирового рынка; это невозможно просто, понимаете? Это невозможно; представим себе, что взяли завтра и все закрыли – газ, нефть нашу и так далее; мировая экономика не выдержит такого закрытия; просто цены подрастут до небес, а все равно будут покупать, без этого невозможно, в этом все дело; ведь когда наши недоброжелатели и те, кто вводит незаконные ограничения, делают это, они делают от чистого сердца, но не от большого ума, как в таких случаях говорят, потому что результата нет; они руководствуются только чем? Высокомерием и самоуверенностью. А результат обратный ожидаемому; поэтому мы свои вопросы решим – да, с какими-то, может быть, потерями, но все равно решим; а те, кто не хотят с нами сотрудничать, – ну, что же, пускай несут тогда убытки; мы же видим, что в европейских странах происходит, многих из них балансируют на грани рецессии; и ситуация будет усугубляться, потому что те, кто поставляет им энергоресурсы, заботятся прежде всего о своих собственных национальных интересах, в тех же Штатах; ну что, в 2-3 раза поставляют… Или на сколько там? Процентов на 50, на 60 больше, чем наши стоят энергоносители, газ имею в виду, прежде всего; конечно, экономика Европы, в т.ч. Германии, рассчитанная на наши энергоносители, переживает очень серьезные испытания, многие отрасли просто закрываются; но это не наш выбор, мы готовы, пожалуйста; договоритесь с Польшей, чтобы Польша открыла трубопроводные системы, они же существуют. Ямал – Западная Европа поляки же закрыли; теперь Украина закрывает, да еще маршрут по дну Балтийского моря Северный поток-2 не включают. Ну, не хотят – не надо. Ущерб для них будет; для нас будет определенное сокращение доходов, но ничего, больше Газпром будет поставлять внутри страны. Тоже хорошо. Будем развивать социальную газификацию.
Также президент упомянул сотрудничество по газу с Ираном, заявив, что местоположение страны очень удобное, а вокруг него множество потребителей. В. Путин допустил поставки в Иран по свопу. Сейчас идет обсуждение такого взаимодействия.
Источник: Neftegaz.RU