Правительство РФ отменяет ограничения

Sorry, this entry is only available in Russian.

Внутренний рынок насыщен. Правительство РФ отменяет временные ограничения на экспорт бензина. Но снижения розничных цен на заправках не ожидается? Как так? Запрет по бензинам снят. Запрет на экспорт бензина из России отменяется с 17 ноября 2023 г. Мониторинг производственных и ценовых показателей на внутреннем рынке топлива в РФ продолжится. Это позволит в случае необходимости оперативно реагировать на нехватку топлива, включая возврат запрета на экспорт автомобильного бензина. Эмбарго, как любой запрет или санкции, вредит и экономике страны, которая его вводит, и мировой экономике. Поэтому, по – возможности, эмбарго стараются отменить быстрее.

Причины нынешней отмены эмбарго на экспорт бензина: в течение прошедших 2 месяцев при сохранении высоких объемов нефтепереработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ): обеспечено насыщение внутреннего рынка, создан профицит предложения автомобильного бензина, в т.ч. в биржевом канале реализации, с начала запрета экспорта биржевые оптовые цены на автомобильный бензин существенно снизились, а его запасы – около 2 млн т, зимний период традиционно характеризуется пониженным спросом на автомобильный бензин и завершением цикла ремонтов (ППР) на НПЗ, обеспечение высокой загрузки НПЗ, выведенных из ППР. Элементарно, Ватсон. Власти говорят о снижении оптовых цен на топливо, но молчат о ситуации на заправках. А на АЗС снижения розничных цен на топливо нет. Создан профицит предложения, то есть нехватки топлива нет, а цены не снижаются.

Это семафорит о полном контроле властями ситуации на топливном рынке. Вводимые эмбарго на экспорт – это скорее инструмент влияния на сбор налогов, в тч. нефтегазовых налогов государственного бюджета РФ, а не снижения цен на заправках. В октябре 2023 г. в разгар роста цен на топливо дополнительные нефтегазовые доходы бюджета РФ существенно выросли. Намного! Хотя в условиях СВО РФ на Украине (см. за 17 ноября 2023 г.) и санкций Запада рассчитывать на рост нефтегазовых доходов довольно сложно. Решение властями было найдено изящное: нефтегазовые мейджоры подняли цены на топливо, не выполнив условия демпферного механизма, но положив прибыль в свои закрома; правительство не выплатило демпферные средства нефтяникам, что тоже повысило дополнительные нефтегазовые доходы бюджета. Лишь автообыватели и бизнес пострадали из-за повышение цен на топливо, поскольку никакой компенсации не получили. Текущие высокие цены на топливо позволят продолжать эту изящную схему пополнения госбюджета без повышения налогов.

Но есть опасность, поскольку это похоже уже на прямую ретрансляцию санкций Запада на граждан РФ. И таким инструментом часто пользоваться – не комильфо. Эмбарго и его ослабление. С весны 2023 г. биржевые цены на топливо в России начали расти, летом они держались на рекордных уровнях, а в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта. Ускорился рост цен и в розничном сегменте, кроме того в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива. В качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.

5 октября 2023 г. запрет был ослаблен – был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля. В конце октября-начале ноября 2023 г. появились сообщения о возможном смягчении запрета на экспорт в отношении автомобильного бензина: в правительстве начали рассматривать целесообразность отмены запрета экспорта бензина с октановым числом до АИ-95; Н. Шульгинов сообщал, что обсуждается снятие запрета на экспорт бензина и АИ-92, и АИ-95. на совещании у вице-премьера РФ А. Новака 16 ноября было отмечено, что дефицита топлива в России нет, а цены стабилизировались. Ситуация с зимним дизельным топливом. Правительство РФ следит за наполнением рынка зимним дизельным топливом. В качестве превентивных мер рассматривался возможный запрет экспорта авиакеросина, который используется для смешения с дизтопливом. Нефтяные компании обещали увеличить производство дизтоплива до уровня, который позволяет не вводить запрет на экспорт авиатоплива.

Источник: Neftegaz.RU