Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 4 месяца 2025 г. снизились на 10,3%, до 3,73 трлн руб. Поступление НГД в январе-апреле 2025 г. сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, однако существуют риски их снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры. Статистика нефтегазовых доходов за апрель. Нефтегазовые доходы (НГД) бюджета в апреле 2025 г. составили 1,0856 трлн руб., что на 11,7% меньше по сравнению с апрелем 2024 г., но на 0,4% больше по сравнению с мартом 2025 г.
В апреле 2025 г.: поступления по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) снизились на 26,6% в годовом сравнении и на 1,0% в месячном, составив 769,1 млрд руб., в т.ч.: на нефть – 633,6 млрд руб. (снижение на 28,0% в годовом сравнении и на 2,0% в месячном), на газ – 82,9 млрд руб. (снижение на 39,2% в годовом сравнении и рост на 7,1% в месячном), на газовый конденсат – 52,6 млрд руб. (снижение на 13,6% в годовом сравнении и на 0,2% в месячном); поступления от экспортной пошлины составили 17,7 млрд руб. (снижение в 2 раза в годовом сравнении и в 2,7 раза – в месячном): в связи с завершением финального витка большого налогового маневра в нефтяной отрасли, поступления по этой статье обеспечивает газ, экспортная пошлина на газ принесла в бюджет 17,9 млрд руб. (снижение в 2,2 раза в годовом сравнении и в 2,6 раза – в месячном); по налогу на дополнительный доход (НДД) составили 489,2 млрд руб., что на 0,4% в месячном сравнении и на 8,1% – в годовом.
Выплаты нефтяным компаниям из бюджета в рамках демпфирующего механизма в апреле 2025 г. составили 62,7 млрд руб., что в 3 раза меньше в годовом и в 1,6 раза меньше в месячном сравнении. Ранее Reuters подсчитывал, что размер выплат российским нефтеперерабатывающим компаниям по демпферу в апреле 2025 г. может сократиться до многомесячных минимумов, опустившись до 43 млрд руб. на фоне ослабления мировых котировок автомобильного бензина и дизельного топлива, а также укрепления рубля к доллару США. Снижение, действительно, оказалось значительным, но падение оказалось не настолько драматичным для российской нефтепереработки. Базовый месячный объем НГД в феврале 2025 г. составил 923,3 млрд руб (1,06 млрд руб. – март), дополнительные НГД – 162,3 млрд руб. (21,3 млрд руб. – март). В настоящее время в Бюджетном кодексе восстановлен расчет бюджетного правила исходя из базовой цены на нефть в 60 долл. США/барр. с индексацией на 2%/год начиная с 2027 г. (до этого устанавливался номинальный объем базовых НГД на уровне 8 трлн руб./год с индексацией на 4%/год начиная с 2026 г.). Bloomberg накануне писал, что правительство РФ может снизить цену отсечения в бюджетном правиле до примерно 50 долл. США/барр. в 2026 г. из-за падения нефтяных доходов. Ранее глава Минфина РФ А. Силуанов говорил о возможности корректировки цены отсечения в бюджетном правиле, но на брифинге 6 мая заявил, что в проектировках 3-летнего бюджета (2026-2028 гг.) изменение цены отсечения не будет предусмотрено.
Нарастающим итогом. В январе-апреле 2025 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 3,7273 трлн руб., что на 10,3% меньше, чем за 4 месяца 2024 г. В структуре НГД: поступления от НДПИ показали снижение на 13,0%, до 3,6244 трлн руб., в т.ч.: нефть – 2,9886 трлн руб., снижение на 12,6%, газ – 396,8 млрд руб., снижение на 24,0%, газовый конденсат – 239,0 млрд руб., рост на 8,0%; поступления от экспортной пошлины выросли на 39,7%, до 207,3 млрд руб., в т.ч.: по газу – 206,1 млрд руб., рост на 30,8%; поступления от НДД снизились на 6,2%, до 975,1 млрд руб. Выплаты по демпферу нефтеперерабатывающим компаниям за 4 месяца 2025 г. сократились на 25,3%, до 467,7 млрд руб. Операции с валютой. Минфин РФ сообщил, что ожидаемый объем недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета в мае 2025 г. прогнозируется в размере 12,3 млрд руб. Суммарное отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема НГД и оценки базового месячного объема НГД от базового месячного объема по итогам апреля 2025 г. составило 53,9 млрд руб. Положительная корректировка обусловлена преимущественно ростом фактических поступлений по НДД от добычи углеводородного сырья по сравнению с прогнозными значениями.
В связи с этим: совокупный объем средств, направляемых на покупку иностранной валюты и золота, составляет 41,6 млрд руб., операции будут проводиться в период с 13 мая по 5 июня 2025 г., объем покупки иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 2,3 млрд руб./сутки. Исполнение бюджета. Также Минфин РФ оценил исполнение федерального бюджета за январь-апрель 2025 г., отметив, что поступление доходов и финансирования расходов свидетельствует о соответствии целевым параметрам структурного дефицита. По предварительной оценке: доходы федерального бюджета в январе-апреле 2025 г. составили 12,274 трлн руб., что на 5,0% больше в годовом сравнении: нефтегазовые доходы снизились на 10,3%, до 3,7273 трлн руб., в т.ч. базовые нефтегазовые доходы – на 5,9%, до 3,457 трлн руб., снижение НГД преимущественно обусловлено снижением средней цены на нефть, а также единовременным поступлением доплаты по НДПИ на нефть в феврале 2024 г., ненефтегазовые доходы выросли на 13,5%, до 8,546 трлн руб., несколько превысив плановый уровень, объем расходов федерального бюджета вырос на 20,8% и составил 15,499 трлн руб., динамика расходов замедлилась после ускоренного финансирования расходов в январе 2025 г., связанного с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.
Минфин РФ подчеркнул, что поступление НГД в январе-апреле 2025 г. сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, однако существуют риски их снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры. ьВ соответствии с обновленными параметрами прогноза социально-экономического развития вследствие снижения цен на нефть по итогам 2025 г. ожидаются недополученные нефтегазовые доходы в размере 447 млрд руб. Согласно бюджету на 2025 г., НГД планируются в размере 10,936 трлн руб., в т.ч. базовые – 9,123 трлн руб. Подготавливаемые поправки к бюджету предполагают снижение НГД в 2025 г. до 8,317 трлн руб., в т.ч. базовых до 8,765 трлн руб.
Источник: Neftegaz.RU