ФАС обсудит введение госрегулирования цен

Sorry, this entry is only available in Russian.

На мазут с Минфином и Минэнерго РФ. Производство мазута в России снижается, цены растут, что создает проблему для арктических регионов. Мазут является социально-значимым продуктом для ряда регионов России, но его производство в России стабильно сокращается. По итогам 2020 г. производство топочного мазута в России сократилось на 11,1%, до рекордно низкого уровня – 40,8 млн т. Это обусловлено реализацией на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) программ модернизации, направленных на рост глубины переработки нефти (ГПН). В результате сокращения производства мазута, с начала 2021 г. биржевая цена по территориальному индексу увеличилась в 1,35 раза и достигла 24,996 тыс. руб./т. Представитель Мурманской области в Совете Федерации К. Долгов подчеркнул, что для некоторых арктических регионов цены на мазут крайне важны, поскольку мазут обеспечивает значительную долю генерации тепловой энергии в этих регионах.

К. Долгов предложил рассмотреть варианты госрегулирования цен на мазут по аналогии с регулированием тарифов на тепловую энергию. М Шаскольский сообщил, что при увеличении продаж мазута на бирже, цены пойдут вниз, но сейчас объемов недостаточно. В связи с этим необходимо либо увеличивать объемы производства мазута, либо вводить регулирование, либо выделять помощь из бюджета. ФАС обсуждает с Минфином РФ вопросы прямой компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов для региональных бюджетов. Вопрос введения регуляторных мер для стабилизации цен на мазут ФАС готова обсуждать с Минфином и Минэнерго РФ и, если иного варианта не будет, то будет вести работу в направлении регулирования цен. Рост производства мазута не согласуется с позицией правительства и Минэнерго РФ, которые последовательно стимулируют российские НПЗ к модернизации и увеличению ГПН.

Углубление переработки позволяет увеличить эффективность использования сырья на НПЗ, увеличить объемы выпуска высокомаржинальных светлых нефтепродуктов и повысить гибкость технологического процесса для быстрого реагирования на рыночную конъюнктуру. Однако с ростом глубины переработки нефти мазут вовлекается в производство в качестве сырья, из которого получают дистилляты, используемые для получения моторного топлива и дистиллятного смазочного масла. Соответственно, мазут становится востребованным сырьем, а также рост спроса на него наблюдается и на внешнем рынке в условиях дефицита тяжелой нефти. Между тем с марта 2021 г. Минэнерго РФ ведет работу по заключению соглашений с нефтеперерабатывающими компаниями о предоставлении 10-летней инвестнадбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье для строительства новых мощностей глубокой переработки.

Выступая 10 ноября 2021 г. на Правительственном часе в Совете Федерации глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов сообщил, что заключено уже 21 такое соглашение, предусматривающее ввод и реконструкцию около 50 установок. Таким образом производство мазута в России продолжит сокращаться и решать вопрос, скорее всего, придется на уровне регуляторных мер, вплоть до госрегулирования цен. С другой стороны, потребность арктических регионов в мазуте также должна снизиться. В правительстве РФ прорабатываются вопросы модернизации неэффективной мазутной, а также дизельной и угольной генерации в изолированных и труднодоступных территориях Дальнего Востока и Арктики. Это позволит повысить эффективности локальных энергосистем, упростить организацию «северного завоза», а также сократить воздействие на хрупкую природу арктических регионов. Другой вопрос, когда и насколько эффективно эти меры будут реализованы.

Источник: Neftegaz.RU