Американское судостроение, Alaska LNG и др. сложные вопросы. Д. Трамп подвел итоги 43 дней своего президентства. Зато с Панамским каналом все удалось порешать, а если нет, то виноватым назначили М. Рубио. Америка вернулась! Выступление Д. Трампа стало не совсем обычным – традиционно президенты раз в год представляют Конгрессу ежегодные послания о положении дел в стране, но т.к. Д. Трамп вступил во 2й раз в должность 20 января 2025 г., речь охватила лишь 43 дня и полноформатной не должна была стать. Тем не менее, Д. Трамп сам анонсировал свою речь как грандиозную, пообещав рассказать «все как есть». По длительности, речь Д. Трампа, действительно, стала рекордной – ее продолжительность составила 1 ч 39 минут, превзойдя речь Б. Клинтона 2000 г. на 10 минут.
В своем выступлении президент сосредоточился на внутренней политике, экономике, планах по расширению территории США, тогда как конфликт на Украине упомянул только в конце. Республиканцы встретили выступление своего лидера аплодисментами, тогда как демократы оказались недовольны, в частности конгрессмен Э. Грин несколько раз попытался прервать речь президента, за что был выведен из зала по распоряжению спикера Палаты представителей М. Джонсона. В целом поведение демократов было не очень парламентаристским, что в целом понятно, поскольку Д. Трамп не раз высказался о деятельности предыдущего президента-демократа Д. Байдена крайне негативно.
Свою речь Д. Трамп начал лозунгом «Америка вернулась!» сделал много громких заявлений:
Alaska LNG и др. энергетические посылы Д. Трампа. На энергетическом треке выступление Д. Трампа во многом повторяло инаугурационную речь. Так, Д. Трамп напомнил о мерах по снятию барьеров в добыче полезных ископаемых, причем не только нефти, но редкоземельных элементов.
Тезисы от Д. Трампа:
В качестве примера президент США привел ранее замороженный проект в шт. Аляска – Alaska LNG. Этот проект предусматривает разработку месторождений природного газа на северном побережье п-ва Аляска, транспортировку газа по газопроводу через весь штат до завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на юге Аляски. Параметры проекта: ресурсная база – газ будет поставляться с месторождений Prudhoe Bay и Point Thomson на север шт. Аляска, протяженность газопровода – 1300 км, мощности по сжижению – на п-ве Кенай на юге шт. Аляска, СПГ-завод – 3 линии сжижения общей мощностью до 20 млн т/год СПГ. терминальные сооружения – 2 причала для приема танкеров-газовозов вместимостью до 217 тыс. м3 (Q-Flex), стоимость проекта – порядка 44 млрд долл. США, ориентировочный срок запуска – 2030 г.
Проект Alaska LNG изначально вызвал резкую критику общественности, в т.ч. экологических активистов, но до официального блокирования проекта дело не дошло. Примечательно, что администрация Д. Байдена пришла к выводу, что проект имеет преимущества для экономики и международной безопасности, но одновременно изменила разрешение, выданное администрацией Д. Трампа, чтобы запретить выбросы в атмосферу углекислого газа, связанного с проектом. После возвращения Д. Трампа на должность президента США, его администрация активизировала переговоры с потенциальными покупателями и инвесторами. Поскольку географическое расположение СПГ-завода изначально предполагало его ориентацию на на транспортировку СПГ в страны Азии, понятно, что в первую очередь, начались переговоры с Японией и Южной Кореей.
Южная Корея по результатам недавних переговоров с США выразила заинтересованность в проекте строительства газопровода на Аляске, а также в сотрудничестве по судостроению и по вопросам пошлин. Япония также готова расширять импорт американского СПГ, биоэтанола и аммиака, поскольку это стабилизирует энергоснабжение Японии и сокращает торговый дефицит в торговле с США. Сообщалось о планах закупать СПГ с Аляски у Филиппин и переговорах по этому вопросу с Тайванем. Возрождение судостроения. Проблема с собственным торговым флотом характерна не только для России, но и для США. Д. Трамп отдельно проговорил в ходе своей речи планы по восстановлению судостроения в Штатах.
Тезисы от Д. Трампа:
Регулирование судоходства в США выстроено очень своеобразно. Одним из основных документов в этой сфере является Морской судостроительный закон (Закон Джонса), согласно которому каботажное плавание у берегов США может осуществляться либо судами под американским флагом, либо судами, построенными на американских верфях, либо теми, которыми владеют американские граждане, либо теми, команды которых состоят из американских граждан и/или иностранцев, получивших право на жительство в США. Закон был принят в 1920 г. как мера поддержки судостроения в США, но своей цели не достиг. Американские судоходные компании делают свой выбор в пользу судов иностранной постройки, которые более доступны и имеют более понятные сроки строительства. В итоге к 2016 г. доля судов под американским флагом сократилось до 0,4% от мирового флота, а ледоколостроение пришло в полнейший упадок.
Это регулярно создает проблемы во внутренних перевозках США, в т.ч. с поставками топлива на восточное побережье США, что лечится разрешениями для иностранных компаний на допуск их танкеров к поставкам топлива. Партнером США по восстановлению судостроения может стать Южная Корея. Эта тема затрагивалась на переговорах и американские министры приветствовали предложение Южной Кореи о предоставлении военных кораблей, танкеров и ледоколов для США на льготных условиях в рамках укрепления 2-стороннего сотрудничества в судостроительной отрасли. Панамский канал. Д. Трамп заявил, что намерен восстановить контроль над Панамским каналом, назначив ответственным за эту работу главу Госдепа США М. Рубио.
Тезисы от Д. Трампа:
Ранее гонконгская компания CK Hutchison Holdings заявила, что продаст американским инвесторам 90% в своем дочернем предприятии, которое управляет портами по обе стороны Панамского канала. Группа инвесторов, в которую вошли BlackRock Inc., Global Infrastructure Partners и Terminal Investment Limited, также приобретет 80% в других дочерних предприятиях, которые владеют и управляют 43 портами и 199 причалами в 23 странах. Стоимость активов составляет 22,8 млрд долл. США.
Источник: Neftegaz.RU