В. Путин подписал закон о корректировке НК РФ

Ограничение скидки на Urals, новая формула демпфера и налоговый кредит. В. Путин подписал закон о корректировке НК РФ. Поправки в налоговый кодекс были приняты оперативно, хотя вопросов к ним у специалистов сложилось множество. Также документ корректирует среднюю цену экспортной альтернативы для автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, для расчета демпфирующей составляющей налогового вычета сумм акциза на нефтяное сырье. Еще одним нововведением стал налоговый кредит компаниям, добывающим углеводороды на п-ве Ямал. Документ подготовлен в рамках исполнения поручения В. Путина по итогам совещания с членами правительства 11 января 2023 г. Согласно поручению, правительство должно представить предложения по уточнению методики определения цен на нефть и нефтепродукты для целей налогообложения, чтобы минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета.

Бюджет РФ на 2023 г. сверстан исходя из прогноза цены Urals в размере 70,1 долл. США/барр., однако учитываемые Минфином РФ уровень цен гораздо ниже — 49,48 долл. США/барр. в январе 2023 г., что приводит к значительному объему выпадающих доходов бюджета. Правительство РФ внесло законопроект в Госдуму 11 февраля 2023 г. Госдума приняла законопроект 16 февраля, Совфед — 22 февраля. Подписанный В. Путиным федеральный закон № 36-ФЗ от 23 февраля 2023 г. «О внесении изменений в ч.2 НК РФ» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Urals для НДД и НДПИ. Закон ограничивает разницу среднего за налоговый период уровня цен на нефть сорта Urals по отношению к показателю ЦНСД при расчете НДПИ и НДД, начиная с апреля 2023 г.: с 1 по 30 апреля 2023 г. — 34 долл. США/барр., с 1 по 31 мая 2023 г. — 31 долл. США/барр., с 1 по 30 июня 2023 г. — 28 долл. США/барр., с 1 июля 2023 г. — 25 долл. США/барр.

Напомним, что ЦНСД — средний за налоговый период уровень цен нефти North Sea Dated на рынке Северного моря, публикуемых международным ценовым агентством Argus Media. В свою очередь, North Sea Dated рассчитывается Argus Media на основе цен на 5 сортов нефти: Брент, Фортиз, Осеберг, Экофиск и Тролль (BFOET). Согласно подписанному закону, если цена на нефть Urals окажется ниже ЦНСД более чем на указанную для данного периода величину, то для целей налогообложения будет использоваться не цена Urals, а ЦНСД минус утвержденная разница для этого периода. Минфин РФ ранее пояснял, что для расчета налогов предлагается применять цены нефти Urals в фактическом размере, но они при этом должны быть не ниже цены Brent минус установленный размер дисконта. Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent, по мнению министерства, позволит нефтяным компаниям адаптироваться к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals.

Хотя как такового «нового порядка» расчета налогов в нефтегазовом секторе введено не было. В российском налоговом законодательстве по-прежнему используются доллары США и методика Argus, данные которого сейчас являются расчетными. Данные Минфина РФ по средней цене Urals по-прежнему базируются на котировках CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta) от Argus. Физических поставок CIF российской нефти в эти европейские порты сейчас нет в связи с вступлением в силу 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС. В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза). Этот показатель сейчас сильно искажен в связи в выстраиванием новых логистических цепочек и резким удлинением транспортного плеча для нефти Urals, поставляемой из портов на Западе Росси до новых рынков сбыта в Азиатском регионе.

Никаких подвижек в разработке российских индикаторов для нужд налогообложения или российского бенчмарка до сих пор нет. Выше ценовой дифференциал в демпфере! Законом предусмотрена корректировка формулы расчета демпфирующих надбавок за поставку на внутренний рынок бензина и дизельного топлива. Ценовой дифференциал для расчета демпфера на бензин увеличивается, а также вводится ценовой дифференциал при расчете демпфера по дизельному топливу, что должно привести к уменьшению бюджетных трат на выплату нефтяным компаниям по демпферу. Согласно новой формуле: с 1 апреля 2023 г. будет повышено максимальное значение понижательного коэффициента (дисконта в цене Urals относительно Brent), используемого для расчета индикативной экспортной цены бензина — со 146 долл. США/т до 182,5 долл. США/т (или с 20 долл. США/барр. до 25 долл. США/барр.); также будет введен аналогичный понижательный коэффициент для расчета индикативной экспортной цены дизельного топлива, ограничив его на уровне 73 долл. США/т (или 10 долл. США/барр.).

Демпфирующий механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 г. для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно). Если эта разница положительная, а экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство платит нефтяным компаниям часть этой разницы, если разница отрицательная — производители делятся с государством частью своей прибыли от внутренних продаж топлива. С 1 сентября 2022 г. начал действовать скорректированный демпфер по бензинам, так, чтобы он мог позволять учитывать скидку на российскую нефть Urals на мировых рынках при расчете размера выплат. В ноябре 2022 г. В. Путин подписал закон, увеличивающий налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, в частности учет ценовой скидки при определении демпфера на автомобильный бензин был сохранен до конца 2025 г.

Налоговый кредит на Ямале. Закон также предполагает предоставление налогового кредита компаниям, добывающим углеводороды на п-ве Ямал, путем применения налогового вычета по НДПИ. Налоговый кредит предназначается для обеспечения финансирования строительства дополнительной товаропроводной инфраструктуры для транспортировки жидких углеводородов, добываемых на территории п-ва Ямал. Претендовать на налоговый кредит может налогоплательщик, участвующий в реализации проектов разработки залежей углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично западнее 68о в.д. в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, начальные извлекаемые запасы природного газа на каждом из которых составляют 1,5 трлн м3 и более. Под эти требования подходит Газпром нефть, которая ведет разработку неоком-юрских залежей Харасавэйского и Бованенковского месторождений Газпрома в рамках долгосрочных рисковых операторских договоров (ДРОД).

Согласно закону, в налоговых периодах, начало которых приходится на период с 1 апреля 2023 г. по 31 марта 2029 г., применяется налоговый вычет по НДПИ в размере 1,111 млрд руб. на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, относящихся к объектам дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимым для реализации проекта. Налоговый вычет должен быть возвращен в бюджетную систему РФ в период с 1 апреля 2029 г. по 31 марта 2035 г. в размере, равном сумме величины полученного налогового вычета из НДПИ и величины индексации в размере 9% годовых. Установлены ограничения по применению налогового вычета: если уровень цен нефти сорта Urals в налоговом периоде окажется менее или равным уровню базовой цене на нефть, если уровень цен окажется выше базовой цены, увеличенной на 27,55 долл. США/барр.

Источник: Neftegaz.RU