В. Путин дал старт строительству атомного ледокола Ленинград. В 2025 г. Балтийский завод приступит к строительству ледокола Сталинград. Торжественная церемония состоялась на стапеле Балтийского завода накануне 80-летия полного освобождения города-героя Ленинграда от фашистской блокады. Вместе с президентом в ней приняли участие: глава Росатома А. Лихачев; председатель совета директоров ОСК Андрей Костин; спикер Совета Федерации В. Матвиенко; полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А. Гуцан; губернатор г. Санкт-Петербурга А. Беглов и др.
Торжественную церемонию открыл В. Путин: завтра мы отмечаем священную, особую дату в истории северной столицы, да и всей страны — 80-летие полного освобождения Ленинграда от вражеской нацистской блокады; новый могучий ледокол станет еще одной данью памяти бессмертному подвигу ленинградцев, мужеству и несгибаемой воле защитников, жителей города, которые не покорились, все одолели, все выдержали и сокрушили нацистов; у России сегодня уникальный, я хочу это подчеркнуть, уникальный, самый большой ледокольный флот в мире; и это наше огромное конкурентное преимущество, колоссальные возможности для развития логистики, промышленности, создания новых рабочих мест, для комплексного обустройства арктических городов и поселков, реализации проектов действительно глобального уровня, для международного сотрудничества с нашими партнерами, друзьями, со всеми, кто хочет и готов работать с Россией; сегодня сделан еще один шаг к укреплению технологического, индустриального потенциала страны; мощный современный атомный ледокол Ленинград станет уже 5м кораблем своей серии; после завершения строительства ему предстоит работать на трассах Северного морского пути (СМП), участвовать в важнейших программах освоения и изучения Арктики, обеспечивать доставку грузов, строительных материалов, топлива, в целом — надежное, устойчивое судоходство в сложных, труднодоступных арктических широтах.
В 2025 г. Балтийский завод приступит к строительству еще одного ледокола того же класса, он будет называться Сталинград. Характеристики ледокола проекта 22220: длина — 173,3 м, ширина — 34 м, высота борта на миделе до ВП — 15,2 м; минимальная рабочая осадка — 8,55 м; водоизмещение — 33,54 тыс т; ледопроходимость — 2,8 м; срок эксплуатации — 40 лет; экипаж — 75 чел; оснащен 2-реакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт; ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными (60 МВт) атомными ледоколами в мире; 2-осадочная конструкция таких судов позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Тезисы председателя совета директоров ОСК А. Костина:
А. Лихачев, отвечая на вопрос о том, будет ли строительство ледокола завершено в срок в 2028 г. заявил: мы будем вместе с балтийцами, вместе с ОСК делать все, чтобы даже чуть опередить время; Росатом — комплектный поставщик: энергетические, турбинные установки, автоматизированная система управления технологическим процессом; мы действительно относимся к этой работе как к своей собственной; закладка нового атомного ледокола является очередным этапом в развитии всей работы РФ на СМП; у проекта СМП хорошая динамика: рекорд — 36 с лишним млн т перевозки в 2023 г., 10-кратный рост транзита, привлечение международных компаний к реализации проекта СМП и, конечно же, опережающий темп роста инфраструктуры, портовая инфраструктура вышла уже на мощность больше 40 млн т.; ключевым вопросом для развития СМП является арктическое судостроение; здесь на стапеле стоит Чукотка, на воде — Якутия, закладываем новый ледокол и скоро еще 1 будет заложен; на восточных верфях Звезды строится сверхмощный ледокол, Лидер.
Жизнь показывает его актуальность для связывания нашей страны, поддержки экспорта, беспрепятственного выхода к большой воде — это имеет жизненное значение для нашей страны, это решение важнейшей и, может быть даже, жизненно важной задачи для нашей страны именно в эти непростые времена; и в мире одновременно с этим растет спрос на устойчивые, надежные логистические пути. И именно такой быстрый, безопасный, конкурентоспособный путь мы и предлагаем нашим партнерам. Универсальный атомный ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов (в т.ч. крупнотоннажных), круглогодичного лидирования караванов в западном районе Арктики, ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея и Обской губы. Кроме того с помощью такого ледокола возможна будет буксировка судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, оказание помощи судам и выполнение спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м. Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой — огромная энерговооруженность. Атомный ледокол может работать без дозаправки несколько лет. Кроме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и более года работать без захода в порт. Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 м, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.
Источник: Neftegaz.RU