Суд отказал МГП Северный поток-2

В выводе из-под действия газовой директивы ЕС. Ожидаемо, но печально. Решение суда на сроки ввода МГП Северный поток-2 в эксплуатацию не повлияет, а вот на экономике проекта отразится не лучшим образом. Но есть варианты. Проигрыш в суде. В суде Nord Stream 2 пыталась оспорить решение BNetzA, отклонившего в мае 2020 г. заявку компании о выводе МГП Северный поток-2 из-под вступивших в силу 23 мая 2019 г. поправок к газовой директиве ЕС (2019/692). Эти поправки подводят под нормы 3го энергопакета ЕС не только наземные, но и морские участки газопроводов между ЕС и третьими странами, что означает: необходимость разделения деятельности, связанной с добычей и транспортировкой газа (анбандлинг), возможность доступа 3х сторон к прокачке газа по газопроводу.

При этом раздел 28b Закона ФРГ об электроэнергии и газе (EnWG) предусматривает, что газопроводы между Германией и третьими странами, строительство которых было завершено до 23 мая 2019 г., выводятся из-под действия новой газовой директивы ЕС:

  • МГП Северный поток был освобожден от новых требований сроком на 20 лет,
  • до сих пор недостроенный МГП Северный поток-2 — нет.

Nord Stream 2 попыталась поспорить с BNetzA о понятии завершенности или незавершенности проекта, напирая на то, что должна учитываться инвестиционная составляющая, поскольку финансирование осуществлялось до вступления в силу новых правил. BNetzA эти аргументы посчитало слабыми, настаивая на том, что завершение проекта подразумевает его строительную готовность, суд эту позицию поддержал. Реакция российских властей и оператора. Российские власти, подчеркивая важность МГП Северный поток-2, от вмешательства в его реализацию воздерживаются, поскольку проект подчеркнуто позиционируется как коммерческий. Эту позицию повторил пресс-секретарь президента РФ Д. Песков, комментируя проигрыш Nord Stream 2 дела об освобождении проекта от требований газовой директивы ЕС.

Тезисы от Д. Пескова:

  • мы можем только повторить заявления о том, что МГП Северный поток-2 — это проект исключительно коммерческий, международный, который призван внести существенный вклад в энергобезопасность всей Европы,
  • решение суда — скорее, это корпоративный вопрос,
  • сама компания должна принимать решение о дальнейших действиях.

Nord Stream 2 свои действия в связи с решением суда уже обозначила, но крайне размыто: компания приняла к сведению решение суда и оценит его, о дальнейших шагах будет сообщено своевременно. Что теперь? Решение Высшего земельного суда г. Дюссельдорф строительство МГП Северный поток-2 не остановит и на сроки ввода газопровода в эксплуатацию не повлияет. Проект находится на завершающей стадии, 2я нитка была достроена в июне, строительство 1й нитки может быть закончено уже в начале сентября 2021 г. Газпром уже сообщил, что планирует в 2021 г. поставить по МГП Северный поток-2 в Европу 5,6 млрд м3 газа, что означает крайний срок запуска 2й нитки в середине октября 2021 г. Однако требования новой газовой директивы ЕС означают, что МГП Северный поток-2 не сможет работать на полную мощность, по аналогии с МГП OPAL — восточным отводом от МГП Северный поток на территории Германии, доступная мощность которого ограничена 50% для доступа сторонних поставщиков газа, которых в случае данного газопровода быть не может.

Для МГП Северный поток-2 решение Высшего земельного суда г. Дюссельдорф означает также перспективу работы на мощности 27,5 млрд м3/год газа при проектной мощности в 55 млрд м3/год. Вероятность положительного для Nord Stream 2 судебного решения изначально была невысокой — лишь ненамного выше, чем попытки оспорить сами поправки к газовой директиве в Суде справедливости ЕС или арбитражное разбирательство по поводу нарушений Договора к Энергетической хартии со стороны ЕС ввиду изменений к газовой директиве. Германия не раз подчеркивала, что МГП Северный поток-2 должен соответствовать нормам 3го энергопакета ЕС, более того, это положение даже отражено в совместном заявлении Германии и США от 21 июля 2021 г. Поэтому Nord Stream 2, уже показавшая, что умеет работать при неблагоприятном отношении регулятора, подготовила возможные варианты смягчения последствий.

11 июня 2021 г. подала заявку BNetzA на проведение в предупредительном порядке сертификации в качестве независимого оператора (ITO) газотранспортной системы (ГТС). Получение статуса ITO позволит МГП Северный поток-2 работать на полную мощность при соблюдении ряда требований, которые гарантируют его независимость от собственника-экспортера. Агентство заявку рассматривает очень неторопливо, но и спешить на данный момент пока некуда. Есть проблема: вмешалась польская PGNiG, подавшая заявление о допуске к процедуре, в то же время представив предварительные аргументы об отсутствии правовых оснований для выдачи сертификата в предлагаемой модели, опыт у Польши имеется, поскольку именно по ее запросу суд оставил в силе ограничения на 50% мощности МГП OPAL исходя из принципа энергетической солидарности, этот же аргумент Польша рассчитывает использовать и в других разбирательствах.

Другие варианты — еще в 2019 г. начал прорабатываться запасной план с созданием отдельной компании-оператора для завершающей части МГП Северный поток-2 протяженностью в 12 морских миль: Handelsblatt тогда писала, что Газпром создал предприятие, которому может быть передан последний участок газопровода, чтобы выполнить требования 3го энергопакета ЕС. Недопоставленные из-за регуляторных ограничений объемы Газпром может продавать на своей электронной торговой платформе с точкой сдачи там, где МГП Северный поток-2 входит в территориальные воды Германии: тогда 50% мощностей будет загружено Газпромом, еще 50% — независимым поставщиком, что уже полностью соответствует нормам 3го энергопакета. Такая же схема позволит также полностью загрузить многострадальный МГП OPAL.

Источник: Neftegaz.RU