Предложения по уточнению цен на нефть

В. Путин поручил правительству РФ до 1 марта 2023 г. представить предложения по уточнению методики определения цен на нефть и нефтепродукты для налогообложения. Также правительству РФ поручено утвердить инвестпроекты строительства воздушных судов и судов водного транспорта. Поручения В. Путина. Правительство РФ должно до 1 марта 2023 г. представить предложения по уточнению методики определения цены на нефть и нефтепродукты, применяемой для налогообложения организаций отрасли. Уточнить методику планируется для минимизации негативного влияния на доходы федерального бюджета с учетом особенностей формирования индикативных цен на нефть в условиях санкционных ограничений. Срок доклада — до 1 марта 2023 г.

Также правительству РФ поручено утвердить паспорта инвестпроектов, которые софинансируются за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), предоставляемых по ставке не выше 1,5% годовых, и предусматривают: обновление парка гражданских воздушных судов, строительство гражданских судов водного транспорта и их предоставление по договорам финансовой аренды (лизинга), заключаемым на льготных условиях. На это правительству дан срок до 15 февраля 2023 г. Ответственным за выполнение обоих распоряжений назначен премьер-министр РФ М. Мишустин. Ценовая методика для Urals.

Напомним, что в ходе совещания В. Путина с членами правительства 11 января 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак назвал высокий дисконт основной проблемой российского нефтяного сектора после введения 5 декабря эмбарго ЕС и потолка цен на поставляемую морем российскую нефть. Рост дисконта А. Новак связал с высоким уровнем стоимости фрахта из-за рисков, которые испытывают перевозчики и контрагенты относительно возможных санкций. Тогда же А. Новак предположил, что ситуация будет носить временный характер, а дисконт снизится по мере стабилизации логистических цепочек, как это было в течение 2022 г. В. Путин тогда поручил внимательно отслеживать ситуацию с дисконтом, чтобы это не создавало никаких проблем с бюджетом, подготовить предложения по этому вопросу и отдельно доложить.

По данным Минфина РФ, средняя цена на нефть сорта Urals за период с 15 декабря 2022 г. по 14 января 2023 года составила 46,82 долл. США/барр., тогда как за предыдущий период мониторинга она составляла 57,49 долл. США/барр., а в среднем за 2022 г. — 76,09 долл. США/барр. В 2023 г. Минфин РФ продолжает использование котировки российской нефти сорта Urals на базе CIF от ценового агентства Argus, которая применяется при расчете НДПИ, НДД и экспортной пошлины на нефть. При этом котировки CIF в европейских портах — CIF Rotterdam и CIF Augusta — потеряли смысл, т.к. с 5 декабря 2022 г. начало действовать эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти. В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).

Дополнительно на цену нефти Urals давление оказывает удлинившееся транспортное плечо до новых рынков сбыта в Азиатском регионе, что привело к тому, что дисконт на нефть Urals выше, чем на нефть сорта ESPO (ВСТО), поставляемую из дальневосточного порта Козьмино. Для оптимизации схемы поставок используется перевалка нефти с танкеров типоразмера Aframax, доставляющих нефть Urals из российских портов на Балтийском море в Средиземное море, на танкеры VLCC, которые аккумулируют несколько таких партий для дальнейшей поставки покупателям. По данным Bloomberg, объемы перевалки нефти борт-в-борт в Средиземном море выросли до рекордных уровней.

Учитывая эти сложности, Минэкономразвития РФ и другие российские госорганы прорабатывают вопрос перехода на независимые отечественные источники информации о стоимости нефти вместо данных Argus. В перспективе речь может идти о создании комплексной системы национальных ценовых индикаторов. Минфин РФ сообщал, что в 1м квартале 2023 г. проведет анализ альтернативных котировок нефти, в т.ч. Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Воздушный и водный транспорт. В. Путин не раз говорил, что запланированные программы льготного лизинга воздушных судов и водного транспорта должны быть реализованы в полном объеме. Однако запуск этих программ откладывался.

11 января 2023 г. вице-премьер — глава Минпромторга РФ Д. Мантуров доложил, что решение об утверждении паспорта инвестпроекта по льготному лизингу отечественных самолетов полностью согласовано. Проект планируется финансировать из ФНБ по льготной ставке 1,5% без избыточных требований к окупаемости, на реализацию программы в 2023 г. будет направлено 175 млрд руб. Аналогичную схему планируется реализовать и по программе льготного лизинга водного транспорта. В 2023-2027 гг. российские верфи рассчитывают построить 260 гражданских судов в рамках этого заказа, наибольший объем заказов планируется по грузовым судам, таким как танкеры, контейнеровозы, баржи, буксиры, сухогрузы, в т.ч. арктического класса, отдельный акцент делается на строительстве земснарядов.

Суммарно программа обновления гражданского флота сверстана на 231 млрд руб., помимо заложенных в бюджете 10 млрд руб., она подразумевает выделение из ФНБ 136 млрд руб., остальное будет привлечено с рынка. Д. Мантуров сообщил, что рассчитывает на оперативное одобрение в правительстве, что позволит открыть финансирование в 1м квартале 2023 г. Такой режим работы вызвал критику со стороны В. Путина. Президент напомнил, что до 2030 г. должно быть поставлено 700 воздушных судов, включая вертолеты, однако на некоторых авиастроительных предприятиях заказа до сих пор нет, даже на 2023 г. В. Путин поручил Д. Мантурову и его министерству подготовить паспорта самолетов и обеспечить базу для заключения твердых контрактов в течение месяца, а не «в ближайшее время» и не в течение «квартала какого-то». Сейчас это поручение оформлено официально, оно должно быть исполнено до 15 февраля 2023 г.

Источник: Neftegaz.RU