Правительство РФ рассматривает меры

Для сохранения стабильной ситуации на рынке топлива в 2022 г. А. Новак поручил проанализировать работу демпфера на бензин и дизель и рассмотреть целесообразность его корректировки на 2022 г. В совещании приняли участие министр экономического развития М. Решетников, глава ФАС М. Шаскольский, представители Минэнерго, Минфина, нефтяных компаний — производителей топлива, а также профильных топливных объединений рынка. Об этом сообщается на сайте правительства РФ. В ходе встречи состоялось обсуждение текущей ситуации на внутреннем рынке автомобильного топлива и авиационного керосина, а также возможных мер по сохранению их баланса и динамики конечных цен. В частности, речь шла о динамике оптовых, биржевых и розничных цен на нефтепродукты на российском рынке, ситуации на мировом рынке, экономике производства, уровне запасов топлив, прогнозах развития ситуации на конец 2021 г. — начало 2022 г.

Особое внимание было уделено текущей ситуации на рынке керосина, его производству, ценам и мерам по их стабилизации. Несмотря на продолжающийся активный рост мировых котировок на нефтепродукты, к середине 4го квартала 2021 г. темпы роста цен на российских АЗС находятся в рамках расчетной инфляции. Сдержать рост цен во многом помогает работа демпферного механизма, скорректированного весной 2021 г. для снижения давления оптового рынка на розничный. Напомним, что демпфер в нефтяной отрасли был введен в 2019 г. для сдерживания цен на внутреннем рынке топлива. Данный механизм предполагает обратный акциз для производителей топлива. Если цены на бензин и дизельное топливо на внешнем рынке выше, чем на внутреннем, то государство компенсирует нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) часть этой разницы, чтобы стимулировать их не повышать цены в России.

В противоположной ситуации НПЗ перечисляют часть своей сверхприбыли в бюджет. А. Новак поручил провести дополнительный анализ работы топливного демпфера для бензинов и дизельного топлива и рассмотреть целесообразность его корректировки на 2022 г. Корректировка демпфера была проведена в мае 2021 г., когда базовая цена для внутреннего рынка по бензинам снизилась с 56,3 до 53,6 тыс. руб./т с ежегодной индексацией после 2022 г. на 3%. По дизельному топливу осталась без пересмотра — 50,7 тыс. руб./т, а ежегодная индексация цены снизится с 5% до 3%. Между тем оптовая цена на бензин и дизель, заложенная правительством в формулу демпфера, в 2021 г. росла на 27%-30% быстрее розничной. Это привело к тому, что рентабельность АЗС упала, а Российский топливный союз ранее предупреждал правительство, что если этот механизм не скорректировать, то в 2022 г. многие АЗС могут обанкротиться.

В ходе совещания было отмечено, что запасы топлива в России находятся на достаточных для сезона уровнях. Кроме того, необходимая маржа нефтепереработки внутреннего рынка позволяет нефтепереработчикам сохранять высокую загрузку своих производств. К началу ноября 2021 г. успешно завершились основные плановые ремонтные работы мощностей НПЗ для удовлетворения спроса на топлива в конце года. Сохранению стабильности на топливном рынке способствует регулярный мониторинг ситуации на внутреннем рынке в рамках деятельности топливного штаба, что способствует контролю за соблюдением компаниями топливного сектора рекомендаций профильных Минэнерго и ФАС РФ. В части моторных топлив было решено продолжать мониторинг ситуации на топливном рынке, в т.ч. в его биржевом звене, для рассмотрения целесообразности дальнейшего увеличения биржевых нормативов по бензинам и дизельному топливу на 1 п.п. для каждого из их типов.

Минэнерго и ФАС РФ в августе 2021 г. рекомендовали временно увеличить на 3й квартал норму биржевых продаж бензина и дизельного топлива через биржу на 1 п.п., до 12% и 8,5% от объема их производства соответственно. Однако изменения об этом в совместный приказ так и не были внесены, сейчас нормативы продаж на бирже составляют 11% от объема произведенного бензина и 7,5% дизтоплива. Также обсуждались меры по поддержке перевозок топлива железнодорожным транспортом для нужд дальневосточных потребителей, что позволит сохранить стабильную динамику цен и достаточность поставок на рынке Дальнего Востока.

Источник: Neftegaz.RU