А. Меркель: Германия приняла решение в пользу СП-2

По словам А. Меркель, борьба сосредоточена на вопросе, в какой мере Германия хочет поддерживать торговлю с Россией, прежде всего в энергетической сфере.

Тезисы от А. Меркель:

  • Германия, независимо от мнения других стран ЕС, приняла решение в пользу строительства Северного потока-2,
  • вокруг проекта идет политическая борьба,
  • конфликт гораздо шире, чем просто вопрос поставок газа,
  • борьба сосредоточена на вопросе, в какой мере Германия хочет поддерживать торговлю с Россией, прежде всего в энергетической сфере,
  • Германия выступает за то, чтобы Украина оставалась страной — транзитером российского газа,
  • газ из Северного потока-2 пока не поступает, но он будет не лучше и не хуже, чем газ из мгп Северный поток или газ, который идет из России через Турцию.

Германия последовательно поддерживает проект строительства МГП Северный поток-2. А. Меркель неоднократно и последовательно высказывалась в пользу проекта, одновременно настаивая на сохранение статуса страны-транзитера для Украины. Поставки российского трубопроводного газа для Германии экономически эффективны и являются инструментом стимулирования роста экономики. Это подтверждает тот факт, что МГП Северный поток уже 3 года подряд работает с превышением проектной мощности, а объем поставок газа по этому маршруту с 2011 г. превысил 400 млрд м3. МГП Северный поток-2 призван расширить поставки газа в Германию, обеспечив поставку еще 55 млрд м3/год газа. Однако строительство газопровода было остановлено в 2019 г. после введения санкций администрацией президента США Д. Трампа.

Возобновилось строительство в конце 2020 г. с привлечением российских судов, что позволяет продолжать строительство даже после того, как санкции США были реально применены. С приходом к власти нового президента Д. Байдена возникли предпосылки для пересмотра позиции США в отношении проекта Северный поток-2. По неофициальным данным, Германия и США вели переговоры по проекту, в т.ч. говорилось о возможной сделке, в рамках которой правительство ФРГ профинансирует строительство регазификационных СПГ-терминалов для приема американского СПГ на 1 млрд евро в обмен на отказ США от санкций против МГП Северный поток-2. Позднее, под давлением экологов, правительство ФРГ опровергло ведение таких переговоров.

А на Саммите НАТО в марте 2021 г. глава Госдепа США Э. Блинкен заявил, что разногласия по вопросу реализации проекта МГП Северный поток-2 между США и Германией сохраняются. Итоги 4 месяцев президентства Д. Байдена подтвердили, что смена власти в США для проекта Северный поток-2 не означает улучшения ситуации. Д. Байден изначально дал понять, что считает МГП Северный поток-2 плохой сделкой для Европы. Чуть позднее администрация президента США ввела очередные санкции против российских участников проекта Северный поток-2, немецкие компании, правда, не затронув. Принятые 15 апреля 2021 г. санкции США против России не коснулись многострадального проекта, но объем и характер рестрикций говорит о том, что США давление на Россию будут усиливать.

Вопрос в том, как США будут выстраивать отношения с Германией, фактическим флагманом ЕС. Высказанная А. Меркель на уровне ПАСЕ поддержка проекта МГП Северный поток-2 стала сигналом для Д. Байдена, осталось дождаться реакции США. В целом А. Меркель в видеообращении к ПАСЕ высказалась за сохранение диалога с Россией, акцентируясь на традиционных для Германии опасениях по поводу сближения России и Китая. Также канцлер высказала опасения о снижении роли признанных международных организаций в мировой политике, что усиливает риски масштабных международных конфликтов.

Тезисы от А. Меркель:

  • сейчас очень много конфликтов, которые осложняют отношения с Россией,
  • несмотря на имеющиеся разногласия, нужно поддерживать диалог с Россией,
  • мы видим большой конфликт между США и Китаем, между США и Россией, мы наблюдаем за сближением России и Китая,
  • ЕС необходимо занять правильную позицию в условиях сближения России и Китая,
  • беспокоит тенденция ослабления устоявшихся институтов и отсутствие новых международных организаций,
  • возникает опасность того, что не будет ощущаться обязанность поиска дипломатических решений,
  • жесткие слова переходят в провокационные действия и так затем могут вырасти военные конфликты.

Примечательно, но об ослаблении международных институтов, множащихся региональных конфликтах и деградации системы глобальной безопасности говорил и президент РФ В. Путин, выступая на онлайн-форуме «Давосская повестка дня 2021» в январе 2021 г. Близость позиций лидеров Германии и России, пусть даже и по ограниченному кругу вопросов, дает надежду на поддержание, а возможно даже и развитие, экономического сотрудничества, в т.ч. по поставкам энергоносителей, уже осуществляющимся или перспективным, например, водороду.

Источник: Neftegaz.RU