Страховое покрытие для судов строящих СП-2

IGP&I призвала своих членов не предоставлять страховое покрытие для судов, строящих Северный поток-2. Взаимное страхование — не единственный и не самый распространенный вид страхования, но как прецедент решение IGP&I крайне неприятно.

Тезисы от IGP&I:

организация выражает беспокойство по поводу позиции США по усилению санкционных положений в отношении МГП Северный поток-2 и Турецкий поток, а также тех, кто предоставляет суда и услуги для любого из этих проектов,

члены ассоциации должны помнить, что не должно быть никакого страхового покрытия для судов, вовлеченных в незаконную деятельность, или деятельность, которая ставит клуб под угрозу нарушения санкций,

в свете прямой санкционной угрозы для страховщиков, которую представляют собой принятые в США законы CAATSA (о противодействии противникам Америки посредством санкций) и PEESA (о защите энергетической безопасности Европы), клуб не будет предоставлять страховое покрытие для деятельности, относящейся к проектам Nord Stream 2 или Turk Stream.

Закон CAATSA был принят в 2017 г. Раздел 232 CAATSA включает положение, предусматривающее введение санкций против инвестпроектов или других сделок, связанных со строительством российских экспортных трубопроводов стоимостью более 5 млн долл США/год или 1 млн долл США единовременно. Статья 232 наделяет полномочиями вводить санкции в отношении Государственного департамента США в консультации с Министерством финансов США. Изначально закон предусматривал введение санкций против участников проектов, контракты по которым были подписаны после 2 августа 2017 г. Это выводило МГП Северный поток-2 и Турецкий поток из-под санкций, однако 15 июля 2020 г. Госдеп США объявил об изменении своей политики, расширив действие раздела 232 на эти проекты.

IGP&I видит признаки того, что Госдеп США будет толковать положения раздела 232 CAATSA очень широко, чтобы охватить практически весь спектр услуг, связанных со строительством Северного потока-2. В результате санкций могут воспоследовать за предоставление любого типа судна, используемого для Северного потока-2 или Турецкого потока, а также за предоставление услуг таким судам (например, управление, страхование, портовые услуги и т.д.). Стоимостные параметры участия также могут быть широко истолкованы, что пугает IGP&I. Положения законопроекта PEESA были приняты в декабре 2019 г. как часть оборонного бюджета США на 2020 г. финансовый год (National Defense Authorization Act, NDAA).

NDAA-2020 предписывает введение санкций в отношении судов, занимающихся прокладкой МГП Северный поток-2 и Турецкий поток, а также лиц, которые сознательно продали, арендовали или предоставили эти суда для строительства этих газопроводов или содействовали этому. Группа сенаторов и конгрессменов предложили поправки, расширяющие действующие санкции (законопроект 3897 Сената и законопроект 7361 Палаты представителей), которые могут стать частью NDAA-2021. Оба законопроекта имеют незначительные различия в формулировках, но направлены на расширение вида деятельности, требующей обязательных санкций.

В частности, к видам деятельности, попадающим под санкции, законопроекты относят способствование продаже, аренде или предоставлению судов- трубоукладчиков для строительства газопроводов, предоставление страхования и перестрахования, предоставление услуг или помещений для технической модернизации судов, связанных со строительством газопровода. При этом вариант Сената включает еще и услуги по тестированию, инспекции и сертификации, необходимые для эксплуатации газопровода, что вообще будет означать невозможность ввода МГП Северный поток-2 в эксплуатацию. Оба законопроекта должны быть согласованы и затем представлены президенту США на подпись.

IGP&I — серьезная организация, включающая 13 клубов взаимного страхования судовладельцев. На членов этой организации приходится 90% страхования океанских перевозок. Группа создает фонд для покрытия страховых рисков, размер которого составляет от 1,6 млн до 12 млн долл. США. Взаимное страхование — одна из распространенных, но не единственная форма страховой защиты. По популярности взаимное страхование заметно уступает традиционному коммерческому страхованию. Поэтому призыв IGP&I к своим членам не страховать суда, работающие на проекте Северный поток-2, не означает невозможность их страхования. Но как прецедент решение IGP&I крайне неприятно, поскольку может стать ориентиром для других страховщиков.

Источник: Neftegaz.RU