Nord Stream 2 подала апелляцию

На отказ регулятора ФРГ вывести Северный поток-2 из-под газовой директивы ЕС. Назначение сроков рассмотрения последует самое раннее через 2 месяца. В своей жалобе Nord Stream 2 оспаривает решение Коллегии № 7 BNetzA, которая 15 мая 2020 г. отклонила запрос Nord Stream 2 об освобождении МГП Северный поток-2 от требований новой газовой директивы ЕС.

Свое решение регулятор мотивировал тем, что на исключительный статус могут претендовать лишь газопроводы, строительство которых было завершено до 23 мая 2019 г. Nord Stream 2 настаивала на том, что завершение проекта необходимо рассматривать шире, нежели просто с точки зрения строительно-технических процессов. Эту же позицию Nord Stream 2 озвучила в жалобе, поданной на решение BNetzA в Верховный региональный суд г. Дюссельдорф.

Тезисы от Nord Stream 2:

на фактическую дату 23 мая 2019 г. проект был завершен с точки зрения экономической функциональности,

на основании действующей в то время правовой базы компания осуществила безвозвратные инвестиции в несколько миллиардов евро задолго до того, как Еврокомиссия объявила о своем плане по изменению газовой директивы ЕС,

международные правовые эксперты подтвердили, что сужение определения завершение проекта до заключения о физическом строительстве газопровода нарушит защиту законных ожиданий и других фундаментальных прав в законодательстве ЕС,

это также противоречило бы конституционным гарантиям основного закона Германии,

отклонение заявки по проекту показывает дискриминационное действие измененной газовой директивы,

Северный поток-2 получил все необходимые разрешения и реализуется в соответствии с применимым национальным и международным законодательством,

необходимость в подобном уточнении возникла в результате принятия незаконно дискриминирующей проект Северный поток-2 поправки в газовую директиву ЕС, а также в результате отсутствия оценки ее воздействия, которая обычно является обязательной процедурой до введения нового законодательства Еврокомиссии,

Nord Stream 2 ранее подала иск об отмене поправок к газовой директиве в Генеральный суд ЕС и ведет арбитражное разбирательство в рамках договора к Энергетической хартии.

Напомним, что обновленная газовая директива ЕС вступила в силу 23 мая 2019 г. Документ распространяет нормы 3го энергопакета ЕС на газопроводы, в т.ч. морские, между государствами-членами ЕС и странами, не входящими в ЕС. Это означает, что под требования 3го энергопакета, предусматривающего разделение компаний-поставщиков газа и транспортирующих компаний, доступ к газопроводу сторонних поставщиков и др., попадают МГП Северный поток и МГП Северный поток-2. Новые правила означают не полное блокирование газопроводов, а обязательное резервирование мощностей для сторонних поставщиков, которые в случае с российским трубопроводным газом, единственным экспортером которого является Газпром, попросту отсутствуют.

Таким образом МГП Северный поток и Северный поток-2 смогли бы работать лишь с неполной загрузкой, что существенно ухудшает экономическую составляющую проектов. Nord Stream и Nord Stream 2, операторы МГП Северный поток и Северный поток-2, обратились к регулятору за освобождением от требований обновленной газовой директивы ЕС в январе 2020 г. Заявка Nord Stream была удовлетворена (правда лишь на 20 лет, тогда как минимальный срок эксплуатации газопровода составляет 50 лет), а Nord Stream 2 получила отказ. Альтернативные пути для вывода МГП Северный поток-2 из-под действия обновленной газовой директивы ЕС у Nord Stream 2 имеются.

Во-первых, компания продолжит оспаривать сами поправки в газовую директиву ЕС. Напомним, что Европейский суд общей юрисдикции в мае 2020 г. отклонил апелляцию Nord Stream и Nord Stream 2 против поправок к газовой директиве ЕС. Компании просили аннулировать директиву 2019/692, вносящую поправки в газовую директиву ЕС, из-за нарушения принципов права ЕС о равном обращении и пропорциональности. Nord Stream 2 тогда заявила, что решение суда ЕС общей юрисдикции касается только процессуальных вопросов о допустимости рассмотрения иска в суде, а по существу иск не был отклонен. Компания пообещала подать апелляцию, что и было сделано.

Во-вторых Nord Stream 2 начала обжалование решение BNetzA в Верховном региональном суде г. Дюссельдорф. Не исключено, что суд перенаправит запрос в Европейский суд — высшую судебную инстанцию ЕС. Третий вариант — формальное приведение МГП Северный поток-2 в соответствие с требованиями газовой директивы. В ноябре 2019 г. Газпром начал прорабатывать запасной план с созданием отдельной компании-оператора для завершающей части трубопровода протяженностью в 22 км. Handelsblatt тогда сообщала, что Газпром создал предприятие, которому может быть передан последний участок газопровода, чтобы выполнить требования 3го энергопакета ЕС.

Строительство МГП Северный поток-2 началось в 2018 г., завершить его планировалось в конце 2019 г. Однако реализация проекта была затянута сначала Данией, которая более 2 лет не могла определиться с одобрением заявки Nord Stream 2 на строительство газопровода в своих водах. Получив долгожданное разрешение от Дании в конце октября 2019 г. и выждав положенный на обжалование месяц, Газпром возобновил работы по строительству, которые вел швейцарский подрядчик Allseas. Но уже 22 декабря 2019 г. Allseas остановила строительство МГП Северный поток-2 в связи с санкциями США и увела свои трубоукладочные суда.

В настоящее время Газпром готовится к возобновлению строительства с использованием российских трубоукладочных судов. Но из-за всех проволочек ввод в эксплуатацию МГП Северный поток-2 ожидается в конце 2020 г. или 1м квартале 2021 г. МГП Северный поток-2 — проект 2-ниточного газопровода для прямых поставок российского газа в Германию по дну Балтийского моря. Протяженность МГП Северный поток-2 составит 2460 км (по 2 ниткам), пропускная мощность — 55 млрд м3/год газа. На момент остановки работ в декабре 2019 г. на дно Балтийского моря было уложено 2300 км труб по обеим ниткам (93%), осталось построить 160 км линейной части.

Источник: Neftegaz.RU