Минвостокразвития предложило выдавать лицензии

Иностранным компаниям на добычу на шельфе Арктики на 30 лет. Также предлагается предоставлять частным и иностранным компаниям лицензии на геологическое изучение сроком на 8 лет с обязательствами по проведению сейсморазведочных и буровых работ на каждом участке недр. Сегодня в РФ остро стоит вопрос об источниках восполнения сокращающейся добычи месторождений в Западной Сибири. Одними из источников являются арктический и дальневосточный шельфы. Для вовлечения этой обширной ресурсной базы в экономический оборот необходимо стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности. Документ предусматривает передачу полномочий по управлению недрами российского континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах агенту правительства РФ, 100% акций которого принадлежит РФ и являющемуся институтом развития Дальнего Востока и Арктики, или организации, единственным акционером которого является ВЭБ.РФ.

Перед агентом ставятся задачи по содействию реализации инвестиционных проектов на шельфе, а также привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта. Проект предусматривает допуск всех заинтересованных инвесторов к участию в проектах по освоению ресурсов на континентальном шельфе в Северном Ледовитом и Тихом океанах, их деятельность будет осуществляться на основе соглашений о консорциуме по совместному использованию прав на участки недр. Обязательные требования к такому соглашению и условия его заключения прописаны в законопроекте. В частности, устанавливается, что доля агента в соглашении составляет не менее 25,1%.

В целях повышения качества сотрудничества с инвесторами предполагается создание цифровой платформы, содержащей информацию о доступных участках недр, через которую инвесторы смогут подавать заявки на получение участков в пользование, а также получать все необходимые геологические и технологические данные. Законопроектом предлагается предоставлять лицензии на геологическое изучение сроком на 8 лет с обязательствами по проведению сейсморазведочных и буровых работ на каждом участке недр, а также лицензии на разведку и добычу минеральных ресурсов сроком на 30 лет. В случае успешных геологоразведочных работ (ГРР) и открытия крупных месторождений предусмотрено переоформление лицензии с геологоразведочной на добычную.

Предлагаемое законопроектом регулирование будет распространяться только на нераспределенный фонд недр на континентальном шельфе. Для соблюдения баланса интересов государства и инвесторов надзорные полномочия по работе на арктическом и дальневосточном шельфе будут делегированы комиссии правительства РФ — коллегиальному органу, возглавляемому вице-премьером РФ. Комиссия будет утверждать стратегию, бюджет, приоритетные программы деятельности агента в части работ по управлению континентальным шельфом в Северном Ледовитом и Тихом океанах, а также размеры разовых платежей и составы консорциумов инвесторов в отношении каждого участка недр, принимать решение о внесении в правительство РФ актов о предоставлении прав пользования недрами на шельфе.

В состав комиссии предлагается ввести представителей Минэнерго, Минфина, Минэкономразвития, Минприроды, Росимущества, Росреестра, Минобороны, ФСБ, ФАС, Минпромторга, Минвостокразвития. Предлагаемая в проекте система лицензирования накладывает на инвесторов обязательства по последовательному выполнению объемов определенных видов работ в установленные сроки. В случае невыполнения обязательств инвесторами в течение 3х лет предусматривается изъятие лицензий. Напомним, что подготовленный в январе 2020 г. Минвостокразвития законопроект был жестко раскритикован Минэнерго и Минприроды в феврале 2020 г. Минвостокразвития предлагало создать госкорпорацию Росшельф, основной задачей которой стало бы привлечение частных компаний к разработке месторождений на шельфе Арктики.

В частности отмечалось, что в законопроекте не указывается, за счет чего будет обеспечено привлечение новых инвесторов в шельфовые проекты, в т. ч. в условиях действующих секторальных ограничений на финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков недр. Кроме того, Росшельф, согласно законопроекту, претендует на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме. Проект создает конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля. В результате, как стало известно в мае 2020 г., Ю Трутнев поручил Минвостокразвития доработать законопроект по освоению континентального шельфа РФ в районах Арктики и Дальнего Востока. При этом он отметил, что на данный момент, когда инвестиционная активность на рынках снижена, создание госкорпорации отложено.

В очередной раз вопрос о допуске частный инвесторов на шельф Арктики вновь был поднят в июле 2019 г., когда Ю. Трутнев предложил В. Путину идею создать госкомпанию-оператора для расширения доступа частных компаний к шельфу Арктической зоны РФ. Сейчас по закону самостоятельно разрабатывать шельф могут только госкомпании — Газпром и Роснефть, которые получили 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, с обязательством пробурить 86 скважин за 20 лет. Однако за прошедшее время пробурено только 5 скважин. Т.е. первоначальные сроки освоения шельфа оказались сорванными. По разным оценкам такое медленное развитие проектов приведет в 2035 г. к упущенной выгоде в приросте ВВП в размере 18 трлн руб. По мнению Ю. Трутнева, Роснефть и Газпром не заинтересованы форсировать разработку, поскольку обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно.

Источник: Neftegaz.RU