НОВАТЭК верит в большие перспективы СПГ

НОВАТЭК считает своей стратегической задачей за счет новых технологий и логистических решений делать СПГ еще более конкурентоспособным по отношению к другим источникам энергии. Для НОВАТЭКа эта конференция оказалась очень результативной с точки зрения расширения сотрудничества с японскими партнерами. Во-первых, за пару дней до ее начала на верфи состоялась церемония имянаречения танкера-газовоза LNG DUBHE, заказанного японской Mitsui O.S.K. Lines, Ltd. (MOL) и китайской China COSCO Shipping для проекта Ямал СПГ.

А 26 сентября 2019 г. НОВАТЭК и MOL при участии Банка Японии для Международного Сотрудничества (JBIC) заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную реализацию проектов по строительству перегрузочных комплексов СПГ в Камчатском крае и в Мурманской области. В частности, соглашение предусматривает приобретение долей участия и финансирование проектов со стороны японских партнеров, а окончательные договоренности по этим проектам могут быть достигнуты до конца 2019 г.

Эти договоренности помогут НОВАТЭКу в реализации его планов по развитию на рынке СПГ Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Л. Михельсон отметил большие перспективы рынка СПГ, рост которого будет обеспечен за счет низких цен. Причем цены на газ все сильнее отвязываются от нефтяных, а рынок начинает ориентироваться на цены газовых хабов. Текущие прогнозы по потреблению СПГ в мире Л. Михельсон назвал заниженными, что подтверждается практикой.

Так, 3 года назад прогнозируемый объем рынка к 2030 г. оценивался в 470 млн т. Сейчас ожидается, что этот показатель будет достигнут уже к 2025 г., а прогноз на 2030 г. повышен до 550 млн т. НОВАТЭК же ожидает, что через 10 лет рынок СПГ вырастет до 700 млн т. Из-за этой тенденции мировые нефтегазовые компании наращивают свои активы в области СПГ.

А благодаря экологичности природного газа, конкурентоспособность СПГ на рынке энергоресурсов будет сохраняться еще долгое время. С учетом этих факторов, НОВАТЭК считает своей стратегической задачей за счет новых технологий и логистических решений делать СПГ еще более конкурентоспособным по отношению к другим источникам энергии. За счет своего расположения за Полярным кругом, Ямал СПГ на п-ве Ямал и будущий Арктик СПГ-2 на п-ве Гыдан привлекательны благодаря более высокой производительности в условиях холодного климата.

Однако для транспортировки СПГ из этих районов по Северному морскому пути (СМП) необходимы танкеры-газовозы высокого ледового класса Arc7, гораздо более дорогие в строительстве и эксплуатации. Прямая доставка СПГ такими судами до конечных потребителей в Европе или АТР — слишком дорого, поэтому НОВАТЭК создает комплексы по перевалке СПГ на западной и восточной оконечностях СМП — в Мурманской области и на Камчатке.

На перегрузочных комплексах СПГ будет переваливаться на танкеры-газовозы более низкого ледового класса, которые уже по открытой воде будут доставлять СПГ потребителям. Перевалочные комплексы строятся с учетом мощностей действующего Ямал СПГ (16,5 млн т/год + строящаяся экспериментальная линия 0,9 млн т/год) и будущего Арктик СПГ-2 (19,8 млн т/год), а также новых планируемых СПГ-заводов.

Л. Михельсон сообщил, что следующим СПГ-проект НОВАТЭКа после Арктик СПГ-2 — Арктик СПГ-1 — будет иметь мощность 20 млн т/год. Этот проект будет реализован на базе недавно полученного компанией Солетско-Ханавейского месторождения с запасами больше 100 млрд м3 газа. Это месторождение находится в непосредственной близости к 2 другим месторождениям НОВАТЭКа — Трехбугорному и Геофизическому, на которых компания ведет обширную геологоразведку.

Через 2 года все эти три месторождения позволят получить ресурсную базу для следующего проекта такой же мощностью, как Арктик СПГ-2, т.е. порядка 20 млн т/год. После этого НОВАТЭК начнет рассматривать его как новый инвестпроект. Также в планах НОВАТЭКа проект Арктик СПГ-3, ресурсной базой которого станет Северо-Обское месторождение в акватории Обской губы

Еще один проект НОВАТЭКа — Обский СПГ — меньшей мощности (4,8 млн т/год) планируется реализовать на базе российского оборудования и технологий, отработанных на 4й линии Ямал СПГ. Окончательное инвестиционное по этому проекту НОВАТЭК собирается принять до конца 2019 г.

Источник: Neftegaz.RU