Nord Stream 2 подала иск в Европейский суд

На дискриминационные меры. Nord Stream 2 подала иск в Европейский суд об отмене поправок к газовой директиве. Поправки не блокируют проект, но могут существенно ухудшить экономику проекта, что на руку США. Это может привести к отмене Директивы (ЕС) 2019/692, поскольку поправки были явно разработаны и приняты с целью создать неблагоприятные и препятствующие реализации проекта МГП Северный поток‑2 условия.

Тезисы М. Варнига:

как предусмотрительный инвестор, мы намерены защищать наши инвестиции;

однако поправки к Газовой директиве вредят не только Северному потоку-2;

такая очевидная дискриминация отдельного коммерческого проекта также подрывает способность внутреннего рынка ЕС привлекать инвестиции, чтобы переход к низкоуглеродной энергии стал реальностью.

Кроме того, Nord Stream 2 оставляет за собой возможность отстаивать свои права в соответствии с международным правом путем продолжения отдельного арбитражного разбирательства против ЕС для обеспечения гарантий защиты инвестиций в рамках Договора к Энергетической Хартии (ДЭХ). В апреле 2019 г. с подачи Nord Stream 2 был инициирован обязательный 3-месячный период консультаций, в течение которого стороны должны стремиться достичь мирного урегулирования, прежде чем может быть направлено уведомление об арбитраже.

25 июня 2019 г. состоялась встреча между Европейской комиссией (ЕК) и Nord Stream 2 с целью внесудебного урегулирования в соответствии с правилами ДЭХ. До сегодняшнего дня мирного урегулирования достигнуто не было, хотя 3-месячный период консультаций уже истек. Совет ЕС утвердил поправки к газовой директиве 15 апреля 2019 г. 23 мая 2019 г. доработанная газовая директива ЕС официально вступила в силу.

Напомним, что поправки к газовой директиве ЕС распространяют нормы 3го энергопакета ЕС на газотранспортные системы (ГТС) между государствами-членами ЕС и третьими странами. Теперь по этим правилам будут регулироваться все магистральные газопроводы (МГП), входящие на территорию ЕС из третьих стран, включая газопроводы, проходящие в территориальных морях стран ЕС. Среди главных требований — разделение компаний-поставщиков газа и компаний, обеспечивающих транспортировку, доступ к газопроводу сторонних поставщиков, прозрачное регулирование тарифов на прокачку газа.

Причем это касается как новых, так и действующих газопроводов. В период обсуждения поправок Германии удалось добиться их смягчения, выразившемся в ограниченной передаче ЕК суверенных полномочий стран — членов ЕС. Так, страна, на территории которой находится точка входа газопровода, приходящего в ЕС, может исключить проекта из-под действия этих поправок. Формально, поправки не блокируют проект, но могут существенно ухудшить его экономику, оставив МГП Северный поток-2 заполненным на 50%.

Впрочем, это именно то, чего добываются американцы. Очевидно, что из-за уникальности проекта МГП Северный поток и Северный поток-2 выполнить условия ЕС и найти в проект других поставщиков природного сетевого газа просто невозможно. Снижение фактической пропускной мощности проекта снизит его рентабельность, а значит, вилка цен между российским сетевым газом, поставляемым в Европу, и американским СПГ снизится. Это не только повысит объемы реализации СПГ из США, но и сделает более рентабельными.

Северный поток-2 предполагает строительство 2 ниток газопровода, которые пройдут через Балтийское море и соединят Россию и Германию. Протяженность газопровода составит 1200 км, пропускная мощность 55 млрд м3/год газа (по 2м ниткам). По состоянию на 1 июля 2019 г. на дно Балтийского моря уложено 1501 км газопровода по обоим ниткам (около 61,2% от его общей протяженности). Глава Газпрома А. Миллер допустил сдвиг сроков реализации проекта по строительству МГП Северный поток-2, но совсем незначительный.

Источник: Neftegaz.RU